Разработка и анализ концепций гражданского самолета, использующих принципы интеграции

Авиационная и ракетно-космическая техника

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


Авторы

Болсуновский А. Л. *, Бондарев А. В. **, Гуревич Б. И. ***, Скворцов Е. Б. ****, Чанов М. Н. *****, Шалашов В. В. ******, Шелехова А. С. *******

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, ЦАГИ, ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия

*e-mail: bolsun@progtech.ru
**e-mail: bondarevram@mail.ru
***e-mail: gurevich-tsagi@yandex.ru
****e-mail: skvortsov-tsagi@yandex.ru
*****e-mail: arzmax@bk.run
******e-mail: nio-10@tsagi.ru
*******e-mail: anna.shelekhova@tsagi.ru

Аннотация

Исследуется возможность улучшения эксплуатационных характеристик гражданского самолета посредством повышения степени двухконтурности двигателя, конструктивно-компоновочных мероприятий по изменению схемы двигателя и его интеграции с планером самолета. Рассмотрены восемь вариантов концепции дальнего магистрального самолета, основанных на сочетаниях трёх упомянутых факторов, выполнена оценка их технических характеристик. По результатам сравнения выделены концепции со значительным потенциалом, которые рекомендованы для дальнейшего изучения.

Ключевые слова

многодисциплинарная экспертиза, интеграция элементов планера, силовая установка, степень двухконтурности, инновационные технологии

Библиографический список

  1. Скворцов Е.Б., Шелехова А.С. Метод анализа альтернатив в концептуальном проектировании авиационной техники // Ученые записки ЦАГИ. 2017. Т. 48. № 5. С. 54-62.

  2. Skvortsov E.B. Direct search in conceptual design // Acta Politechnica. Journal of Advanced Engineering. 2000. Vol. 40. No. 1, pp. 24-29.

  3. Сидельникова О.В., Матвеев Ю.А. Анализ конструкторско-технологических решений подсистем перспективных летательных аппаратов // Вестник Московского авиационного института. 2011. Т. 18. № 1. С. 27-32.

  4. Коваленко А.И., Петраш В.Я. Формирование проектных решений беспилотных летательных аппаратов в программно-информационной среде базы знаний // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т. 19. № 4. С. 65-72.

  5. Ермаков С.М., Бродский В.З., Жиглявский А.А. и др. Математическая теория планирования эксперимента. – М.: Физматлит, 1983. – 392 с.

  6. Адлер Ю.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальны условий. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1976. – 280 с.

  7. Бадягин А.А., Егер С.М., Мишин В.Ф., Склянский Ф.И., Фомин Н.А. Проектирование самолетов: Учебное пособие. – М.: Машиностроение, 1972. – 516 с.

  8. Егер С.М., Мишин В.Ф., Лисейцев Н.К. и др. Проектирование самолетов: Учебник для вузов / Под ред. С.М. Егера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1983. – 616 с.

  9. Бюшгенс Г.С. Аэродинамика и динамика полета магистральных самолетов: Учебник. – Москва–Пекин: Издательский отдел ЦАГИ – Авиа-Издательство КНР, 1995. – 772 с.

  10. Лаврухин Г.Н. Аэрогазодинамика реактивных сопел. Т. 1. Внутренние характеристики сопел: Монография. – М.: Физмалит, 2003. – 376 с.

  11. Лаврухин Г.Н., Попович К.Ф. Аэрогазодинамика реактивных сопел. Т.2. Обтекание донных уступов потоком газа. – М.: Физмалит, 2009. – 312 с.

  12. Лаврухин Г.Н., Иванькин М.А., Талызин В.А. Аэрогазодинамика реактивных сопел. Т. 3. Внешнее сопротивление и потери эффективной тяги сопел. – М.: Физматлит, 2016. – 1309 с.

  13. Шульгин В.А., Гайсинский С.Я. Двухконтурные турбореактивные двигатели малошумных самолетов. – М.: Машиностроение, 1984. – 168 с.

  14. ГОСТ 17106-90. Двигатели газотурбинные авиационные. Понятия, состав и контроль массы. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 15 с.

  15. Петров В.К., Усков А.С. Экспериментальное исследование внешнего сопротивления гондолы ТРДД с большой степенью двухконтурности // Труды ЦАГИ. Вып. 2175. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1983. – 32 с.

  16. Баринов В.А. Расчет коэффициентов сопротивления и аэродинамического качества дозвуковых пассажирских и транспортных самолетов // Труды ЦАГИ. Вып. 2205. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1983. – 48 с.

  17. Брагазин В.Ф., Семенов А.А. Скворцов Е.Б., Шалашов В.В. Зависимость вектора тяги ВРД от угла отклонения реактивной струи // Техника воздушного флота. 2013. № 4 (713). С. 25-31.

  18. Лаврухин Г.Н., Скворцов Е.Б., Талызин В.А., Шелехова С.В. Экспериментальное исследование аэродинамики сопла с отклоняемым вектором тяги // Ученые записки ЦАГИ. 2014. Т. 45. № 4. С. 59-64.

  19. Скворцов Е.Б., Брагазин В.Ф., Болсуновский А.Л., Лаврухин Г.Н., Самохин В.Ф., Семенов А.А., Чернавских Ю.Н., Шалашов В.В., Шелехова С.В. Разработка концепции гражданского самолёта с энергетической системой управления, использующей отклоняемый вектор тяги ТРДД // Всероссийская научно-техническая конференция «Авиадвигатели XXI века» (24-27 ноября 2015): Сборник тезисов докладов. М.: ЦИАМ им. П.И. Баранова, 2015. С. 166-168.

  20. Скворцов Е.Б., Бирюк В.И., Бузоверя Н.П., Гуревич Б.И., Иванюшкин А.К., Кажан А.В., Кукса В.И., Лаврухин Г.Н., Михайлов Ю.С., Самохин В.Ф., Святодух В.К., Скоморохов С.И., Чанов М.Н., Шалашов В.В. Исследование концепции магистрального самолёта интегральной схемы с распределённой силовой установкой в конструкции крыла // Всероссийская научно-техническая конференция «Авиадвигатели XXI века» (24-27 ноября 2015): Сборник тезисов докладов. М.: ЦИАМ имени П.И. Баранова, 2015. С. 168-170.

  21. Глушков Н.Н., Дьячевский А.П., Скворцов Е.Б. Влияние формы крыла большого удлинения на его подъемную силу при самобалансировке на взлетнопосадочных режимах // Численные методы аэродинамического проектирования: Труды ЦАГИ. Вып. 2655. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2002. С. 59-65.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2019