2011. Т. 18. № 1

Авиационная техника

Гришин В. М.

Одной из важных проблем, стоящих перед разработчиками летательных аппаратов (ЛА), является проблема повы¬шения безотказности их элементов. В работе рассматривается приближенный аналитический и точный численный методы оптимизации параметров одного класса элементов ЛА при активном раздельном нагруженном резервировании.

Ключевые слова: безотказность элементов, оптимизация, внезапный отказ, активное нагруженное раздельное резервирование, экстремум.

Исаев В. К., Сорокин С. В.

Представлено исследование, направленное на создание методической и теоретической базы для создания автома-тизированной системы весового контроля. Проведены системный анализ и формализация предметной области на эта¬пе опытно-конструкторской разработки. Выполняются исследования по разработке предложений по техническим ре¬шениям системы. Основной целью является разработка рекомендаций по улучшению устаревших отраслевых стандар¬тов автоматизированного проектирования в области авиастроения, приведению их в соответствие современным стандартам и практикам на базе международного опыта.

Ключевые слова: ACBK, весовой контроль, средства интеграции, PDM/PLM/ERP/MRP, CALS-технологии и системы, сетевые технологии, объектно-ориентированный анализ и проектирование.

Ларина Е. В., Крюков И. А., Иванов И. Э.

Рассматривается задача о взаимодействии однородной изотропной турбулентности со стационарной нормальной ударной волной. Дается сравнение различных вариантов к-Е-ик-(й -моделей. Особое внимание обращается на влияние различных способов учета неравновесности турбулентности на усиление турбулентности за ударной волной.

Ключевые слова: течение вязкого газа, турбулентность, двухпараметрические модели турбулентности, ударная волна, неравновесность турбулентности.

Ракетная и космическая техника

Сидельникова О. В., Матвеев Ю. А.

Приведены результаты комплексного анализа подсистем летательного аппарата (ЛА). Рассматривается задача ком-плексной оптимизации конструкторско-технологическихрешений, основных элементов подсистем и алгоритм поиска рационального решения

Ключевые слова: соединительный отсек, массовые характеристики, дальность полета, задача комплексной оптимизации, альтернативные варианты, выбор рационального решения.

Князев И. А., Абашев В. М.

Представлены результаты проектирования двигателя твердого топлива с поперечным вектором тяги и исследу¬ются его внутрибаллистические характеристики.

Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, система управления вектором тяги, газодинамичес¬кий расчет, газовый поток, область повышенного давления, технологический процесс, граничные и начальные условия.

Комков В. А., Мельников В. М., Кабдулин Г. В., Бугаева А. А.

На основе комплексного анализа особенностей прикладных задач и функционально-технологических возможностей современной космической техники выработаны общие концепции и этапы создания, а также классификация принци¬пиальных конструктивных решений агрегатов раскрытия космических бескаркасных центробежных конструкций для различных прикладных задач, указаны пути обеспечения высокой надежности их функционирования и эффективной наземной отработки.

Ключевые слова: центробежные силы, динамика раскрытия, крупногабаритные космические конструкции, солнечные отражатели и электростанции.

Гордеев В. А., Тимушев С. Ф., Фирсов В. П., Ципенко А. В., Яковлев А. А.

Приведены некоторые результаты моделирования поведения жидкости в баках различной конструкции с помощью программного комплекса FlowVision. Показано, что для получения близкой к реальности формы свободной поверхности необходимо учитывать в модели поверхностное натяжение и смачиваемость; для сокращения времени расчетов нельзя сразу задавать известные ускорение и уровень жидкости в баке, необходимо обеспечить плавный переходной процесс от нулевого ускорения до заданного.

Ключевые слова: бак для жидкости, численное моделирование, свободная поверхность, поверхностное натя¬жение

Двигатели и энергетические установки летательных аппаратов

Штырлин А. Ф.

Рассматривается один из возможных методов нейтрализации пучка заряженных частиц коллоидного электрора¬кетного двигателя термоэлектронным катодом - компенсатором. Приводятся конструкция, эмиссионные характе¬ристики и параметры нейтрализации модуля коллоидного двигателя термоэлектронным катодом, выполненным из воль¬фрамовой проволоки диаметром 0,1мм. Ток эмиссии электронов составляет 400 мкА, напряжение смещения катода до 100 В, энергетическая цена электрона - менее 500эВ/Эл, потенциал оторванного от земли двигателя - 18 В. Ресурс катода, определенный по условию термического испарения массы катода при температуре 2000 °С и без учета эрозии вторичными ионами, составляет не менее 6 лет.

Ключевые слова: коллоидный электроракетный двигатель, термоэлектронный нейтрализатор, испытание катода с модулем двигателя.

Жданов В. И., Камалов Р. Н.

Приведены расчетные и экспериментальные данные о влиянии объема газовой полости в гидравлической системе с жидкостной центробежной форсункой на амплитуду и частоту автоколебаний. Экспериментально подтверждается теоретическая модель автоколебательного течения.

Ключевые слова: центробежная форсунка, автоколебания, амплитуда колебаний.

Гопанчук В. В., Никулин Н. М., Потапенко М. Ю.

Представлены результаты исследований no оптимизации конфигурации магнитных систем электрореактивных двигателей с целью повышения их эффективности на 10-15 %, а также для улучшения топологии магнитного поля в зоне выхода канала ускорения плазмы.

Ключевые слова: : холловский электрореактивный двигатель, гибридный плазменный двигатель, магнитная система, инверсия магнитного поля.

Машиностроение

Звонарев С. Л., Потапов А. Ю.

Рассматриваются вопросы выделения и идентификации подшипниковых компонентов в вибрационных сигналах кор¬пусов многовальных газотурбинных двигателей. Приводятся результаты экспериментальных исследований по выделе¬нию компонентов подшипниковой вибрации.

Ключевые слова: вибрационная диагностика, газотурбинные двигатели, подшипники качения, спектральный анализ вибрации.

Гаврилов Д. Г., Корнев Ю. В., Мамонов С. В., Мартиросов М. И., Рабинский Л. Н.

Описание физико-механических характеристик материалов в наношкале позволяет изучать закономерности пове¬дения их приповерхностных слоев и субмикронных объёмов, кластеров. Это особенно актуально в свете развития нано-технологий и, как следствие, непрерывного уменьшения размеров микромеханических и электронных компонентов, плё¬ночных покрытий и т. д. Основным методом, позволяющим определять физико-механические характеристики матери¬алов в наношкале, является наноиндентирование, с помощью которого можно получать до двух десятков разнообразных характеристик материала [1]. В работе проводится экспериментальное исследование порошковых лакокрасочных по¬крытий, наносимых на металлические поверхности, с помощью наноиндентирования. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о существенном изменении механических свойств лакокрасочных покрытий в зависимости от их состава.

Ключевые слова: покрытия, эксперимент, наноиндентирование, механические характеристики, порошковые краски, модуль упругости, твердость

Гаврилов Д. Г., Корнев Ю. В., Мамонов С. В., Мартиросов М. И.

Описание физико-механических характеристик материалов в наношкале позволяет изучать закономерности пове¬дения их приповерхностных слоев и субмикронных объёмов, кластеров. Это особенно актуально в свете развития нано-технологий и, как следствие, непрерывного уменьшения размеров микромеханических и электронных компонентов, плё¬ночных покрытий и т. д. Основным методом, позволяющим определять физико-механические характеристики матери¬алов в наношкале, является наноиндентирование, с помощью которого можно получать до двух десятков разнообразных характеристик материала [1]. В работе проводится экспериментальное исследование порошковых лакокрасочных по¬крытий, наносимых на металлические поверхности, с помощью наноиндентирования. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о существенном изменении механических свойств лакокрасочных покрытий в зависимости от их состава.

Ключевые слова: покрытия, эксперимент, наноиндентирование, механические характеристики, порошковые краски, модуль упругости, твердость

Измерительная техника и метрология

Николаев В. Н.

Разработана математическая модель теплового состояния отсека. Решены прямая и обратная задачи теплообме¬на, определены доверительные интервалы оценок параметров. Получены значения температуры и расхода воздуха сис¬темы обеспечения теплового режима приборного продуваемого теплоизолированного отсека фоторазведчика.

Ключевые слова: математическая модель, прямая задача, обратная задача, тепловое состояние, бортовое обо¬рудование, система обеспечения теплового режима, приборный отсек.

Пичулин В. С., Ерюкова Т. А.

Рассматривается алгоритм обработки данных электроимпедансных измерений биологических объектов, основанный на методах идентификации. Ставится и решается задача вычисления доли и количества данного вида биологической ткани в локальном регионе тела человека. Данный метод позволяет исследовать определенные виды тканей простым неинвазивным способом в условиях космического полета. При этом оценки не зависят от гидратации исследуемого объекта, что позволяет оценить содержание в исследуемом объекте широкого спектра видов тканей, что трудно, а иногда и не¬возможно при традиционном подходе.

Ключевые слова: электроимпедансный метод, оценка состава тела, невесомость, биоимпеданс

Легостаев В. Л.

Рассматривается задача построения программного обеспечения для измерительного комплекса бесплатформенной инерциалъной навигационной системы. Описываются алгоритмы программ операционной системы для микроконтрол¬лера 1892ВМЗТ. Приводятся вычислительные характеристики комплекса, объединяющего в однопроцессорном вычисли¬теле систему управления и бесплатформенную инерциальную навигационную систему.

Ключевые слова: бесплатформенная инерциальная навигационная система, система управления, микрокон¬троллер 1892ВМЗТ, операционная система.

Павлова Н. В., Видов К. С.

Предметом исследования является инструментальное средство для моделирования и прототипирования комплек¬сов бортового оборудования (КБО). Разработана информационная модель для управления выбором параметров систем или режимов КБО при объединении его компонентов на этапе предварительного проектирования.

Ключевые слова: : комплекс моделирования, комплекс бортового оборудования, информационная модель

Кириллов В. Ю., Томилин М. М.

Приведены результаты исследований свойств образцов гибких материалов различных марок с целью определения возможности их применения для защиты электронных элементов и устройств изделий аэрокосмической техники от воздействия электромагнитных полей высокой частоты и излучаемых электромагнитных помех, создаваемых электро-статическими разрядами.

Ключевые слова: электростатический разряд, электромагнитный экран, электромагнитная помеха, электромагнитное поле

Электроника, радиотехника и связь

Иммореев И. Я.

Рассмотрены основные особенности сверхширокополосных радиосистем - новой и быстро развивающейся информа¬ционной технологии. Показаны возможности этой технологии по значительному повышению качества и увеличению ко¬личества передаваемой и принимаемой радиотехнической информации. Приведены примеры практического использова¬ния сверхширокополосных радиолокаторов, разработанных Научно-исследовательским Центром сверхширокополосных технологий Московского авиационного института (НИЦ СШП МАИ), для обнаружения живых объектов и определе¬ния их физиологических и психологических параметров. Показана возможность использования полученных научных ре¬зультатов и технических решений в различных авиационных и космических приложениях.

Ключевые слова:

Анненкова И. Ю.

Рассмотрен метод улучшения характеристик спутниковых систем с подвижными ретрансляторами. Объектом исследования выбрано явление многозначности измерения положения ретранслятора в системах спутниковой связи «Милстар» и «Глобалстар». Представлены результаты исследований методов уменьшения многозначности с учетом струк¬туры сигнала спутникового ретранслятора «Милстар» и режима работы ретранслятора «Глобалстар» со многими абонентами на разных частотах. Получены количественные характеристики погрешности измерения местоположения спутниковых ретрансляторов в зависимости от базы измерителя.

Ключевые слова: псевдослучайная перестройка рабочей частоты (ППРЧ), диаграмма направленности аниен-ны (ДНА), спутниковые системы, местоположение источника излучения, погрешность измерений, геостационарная орбита, измерительная база, многозначное измерение направления, многочастотный сигнал, дискриминацион¬ная характеристика.

Малышев О. В., Хмаров И. М., Кондрашов Н. Г.

При анализе полученных в результате фотосъемки данных объекты, представляющие интерес выделяются с помо¬щью границ яркости. Фильтрация помех производится с использованием общих и специальных геометрических фильт¬ров. При этом общие фильтры по площади, выпуклости, диаметру и удлинению доводят порядок числа помех до поряд¬ка числа объектов, а фильтрацию оставшихся помех и классификацию объектов осуществляют специальные фильтры, более точно учитывающие внешние формы распознаваемых самолетов.

Ключевые слова: распознавание, фильтрация, границы яркости, сегменты положительной контрастности, сег¬менты отрицательной контрастности

Пономарев Л. И., Васин А. А., Терёхин О. В., Капускин С. А.

Рассмотрена возможность применения высокотемпературных сверхпроводниковых (ВТСП) фильтров в радиопелен-гаторах коротковолнового (КБ) диапазона. Произведено моделирование частотных характеристик ВТСП-фильтров и точности пеленгования при использовании конкретных фильтров. Представлены основные требования, предъявляемые к характеристикам фильтров с точки зрения обеспечения высокой точности пеленгования.

Ключевые слова: радиопеленгация, ВТСП-фильтры, интермодуляционные помехи, линейные эквидистантные антенные решетки.

Управление, вычислительная техника и информатика

Хахулин Г. Ф., Новиков С. А., Посадский А. И., Ескин В. И.

Рассматриваются задачи формирования и динамической корректировки составленного на заданный интервал вре¬мени плана наблюдений подвижных морских объектов с учетом поступающей в центр приема и обработки информации данных о результатах осмотра областей возможного положения этих объектов.

Ключевые слова: система космического мониторинга, космическое наблюдение, бортовая аппаратура обзора, планирование наблюдений, стохастическая постановка задачи планирования, слежение за местоположением мор¬ского объекта, корректировка плана наблюдений.

Меркишин Г. В.

Рассматривается представление локационного когерентного сигнала в виде суммы гармоник, создаваемых отраже¬нием излучения от «блестящих» точек и областей наблюдаемого объекта. Структурное изображение объекта форми¬руется как совокупность бинарных отношений (относительных расположений) отдельных пар «блестящих» точек. Не¬обходимая информация извлекается из параметров пространственных гармоник интенсивности сигнала на апертуре приемника .Процедура синтеза представляется в виде последовательности соответствующих операторов преобразова¬ния исходного распределения.

Ключевые слова: распределение интенсивности сигнала, бинарные отношения, пространственные гармони¬ки

Игнацкая И. В.

Рассматривается обобщенный подход к моделированию программных систем на основе графа взаимодействий и его применение для сопровождения крупных программных систем, в том числе программного обеспечения для авиационной, ракетно-космической, энергетической промышленности, информационно-телекоммуникационных систем. Данный подход позволяет наиболее полно подобрать представление сведений о программной системе, необходимых для ее модификации, построить модель системы в заданном представлении и обеспечить анализ введенных данных.

Ключевые слова: моделирование программных систем, сопровождение программного обеспечения, граф вза¬имодействий.

Прикладная математика, механика, физика

Антуфьев Б. А., Смиян А. Б.

Решена задача определения собственных частот колебаний и динамического поведения упругого удлиненного тела, упруго подвешенного под консолью крыла самолета, совершающей изгибно-крутильные колебания. Рассмотрены четыре модельных примера.

Ключевые слова: несущая поверхность, подвеска, динамическая модель, собственные и вынужденные часто¬ты колебаний, уравнение Лагранжа, аэродинамические силы.

Земсков А. В., Пухлий В. А., Померанская А. К., Тарлаковский Д. В.

На основе гипотезы ломаной линии Э.И. Григолюка для всего пакета получены уравнения равновесия и естествен¬ные граничные условия оболочек переменной жесткости с жестким сжимаемым заполнителем. Решение краевых за¬дач, описываемых системой уравнений в частных производных, основано на синтезе метода Бубнова-Власова и моди¬фицированного метода последовательных приближений. Приводятся результаты расчетов.

Ключевые слова: трехслойные оболочки, напряженное состояние, поперечное обжатие заполнителя, гипотеза ломаной линии.

Фирсанов В. В., Чан Н. Д.

В рамках энергетически согласованного направления развития теории оболочек произвольная оболочка рассматри¬вается как трехмерное тело, уравнения состояния которого представлены в виде трехмерных уравнений теории упру¬гости в триортогоналъной криволинейной системе координат. Для получения двумерных уравнений и краевых условий применяется принцип возможных перемещений. Компоненты напряженно-деформированного состояния (НДС) оболоч¬ки раскладываются в полиномиальные ряды по нормальной координате. В качестве примера рассматривается цилиндрическая оболочка, для практического расчета которой использованы полиномы достаточной низкой степени, позволяющие учесть поперечные деформации растяжения и сдвига, а также самоуравновешенные составляющие краевых сил. При решении поставленной краевой задачи искомые перемещения пред¬ставляются в виде тригонометрических рядов по окружной координате. Исследуется влияние толщины оболочки на величины компонентов НДС, дано сравнение с результатами расчета по классической теории.

Ключевые слова: энергетически согласованная теория, условия согласованности, трехмерные уравнения тео¬рии упругости, упругая тонкая произвольная оболочка, круговая цилиндрическая оболочка, разложение переме¬щений в ряды по нормальной координате, разложение в тригонометрические ряды, принцип возможных переме¬щений, двумерные дифференциальные уравнения, краевые условия.

Экономика и менеджмент

Семенов П. Н.

Одним из ключевых показателей финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий является показатель чистых активов. В настоящее время большое число предприятий авиационной промышленности имеют чистые активы, меньшие раз¬мера акционерного (уставного) капитала, что является признаком несостоятельности. В статье приводится ориги¬нальный состав показателей на основе чистых активов, по которым проводится анализ инвестиционной привлекатель¬ности предприятий.

Ключевые слова: собственный капитал, чистые активы, инвестиционная привлекательность предприятия, мероприятия по увеличению чистых активов.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2017