2007. Т. 14. № 4


Авиационная техника

Макаренко А. В., Прилипов А. В., Самохина К. Е.

На основе комплексного подхода проводится исследование энергомассовых характеристик различных типов первичных источников питания автономных следящих приводов для решения задач управления мобильными объектами, дается сравнительный анализ источников и предлагаются рекомендации по их проектированию.

Ключевые слова:

Двигатели и энергетические установки летательных аппаратов

Лобанов И. Е., Мякочин А. С., Низовитин А. А.

В работе приведена теоретическая модель интенсифицированного теплообмена при турбулентном течении в каналах с турбулизаторами на базе уравнения баланса турбулентной пульсационной энергии для открытых впадин и относительно малых высот турбулизаторов, когда высота турбулизаторов соизмерима с толщиной буферной области. Расчетные данные удовлетворительно коррелируют с существующими экспериментальными данными.

Ключевые слова:

Обухов В. А., Покрышкин А. И., Попов Г. А., Яшина Н. В.

Рассматривается проблема управления движением и ориентацией космического аппарата на высокоэллиптической орбите с помощью электроракетного двигателя. Предложена структура электроракетной двигательной установки, в которой двигатели являются поворотными с изменяемой тягой и расположены по схеме "звезда", т.е. двигатели располагаются равномерно в одной плоскости, а номинальные направления тяг двигателей пересекают ось инерции КА, ортогональную этой плоскости. Управление КА с помощью предложенной двигательной установки позволяет повысить эффективность использования энергетических ресурсов КА: более полно использовать мощность солнечной батареи, а также экономно расходовать запас рабочего тела.

Ключевые слова:

Карасев В. Н.

Работа посвящена вопросам построения имитационных динамических моделей газотурбинных двигателей сложных схем, предназначенных для исследования устойчивости и управляемости самолета на режимах полета с отклонением вектора тяги. Приведены примеры динамики переходных процессов единой силовой установки на базе ТРДД с выносным вентилятором.

Ключевые слова:

Ларионов С. Ю., Нечаев Ю. Н., Мохов А. А.

Рассматривается серия испытаний тягового модуля пульсирующего детонационного двигателя перспективной схемы на экспериментальном стенде. Рабочий процесс исследуемого на установке тягового модуля основан на использовании эффекта Гартмана—Шпренгера. При подборе определенных геометрических и газодинамических параметров в резонаторе тягового модуля, выполненном в форме шарового сегмента, возникают автоколебания высокой частоты.

Определены рациональные геометрические и газодинамические параметры тягового модуля для последующих испытаний с эжекторным усилителем тяги при его работе в нестационарной пульсирующей струе.

Ключевые слова:

Воробьев А. Г.

Статья посвящена описанию разработанной математической модели теплового состояния жидкостных ракетных двигателей малых тяг. Основное внимание уделяется физическим составляющим модели, используемым методикам расчета, возможностям модели для прогнозирования работоспособности камеры по тепловому режиму, возможностям модели по анализу эффективности двигателя при выбранной схеме смесеобразования.

Ключевые слова:

Талалаев А. А., Коломенцев П. А.

Приведено описание газодинамического стенда, технических средств и методов исследований нестационарных течений в сопловых устройствах ракетных двигателей в земных условиях.

Ключевые слова:

Леонтьев М. К., Фомина О. Н.

В работе исследуется проблема снижения уровня вибраций высокоскоростных вращающихся роторов, и в частности, трансмиссии испытательных стендов узлов ГТД. Предложена конструкция опорного узла ротора, позволяющая управлять его жесткостными свойствами. Представлены расчетные оценки и результаты статических испытаний упругих элементов опорного узла. Опорный узел изготовлен и включен в состав трансмиссии стенда для испытаний компрессоров. Предварительные статические и последующие динамические испытания показали работоспособность и эффективность созданной конструкции.

Ключевые слова:

Зенкова Л. Ф., Кикоть Н. В.

В статье рассматривается история создания трансмиссии газотурбинного двигателя для учебно-тренировочного самолета. Показаны некоторые варианты компоновочных решений, разработанных в процессе создания двигателя, и в частности передней опоры компрессора высокого давления (КВД). Приведены результаты анализа компоновок, повлиявшие на принятие окончательного решения.

Ключевые слова:

Игонин В. И., Чучин В. Н., Титов Д. В.

В статье показано, что при достаточной разработанности каждого элемента структурной схемы промышленной теплоэнергетической системы (ПТЭС) ее можно собирать, используя алгоритмические возможности сетевой методической системы. Для этого каждый элемент надо представлять как преобразователь энергии с описанием основных параметров системы с помощью функциональной связи функции состояния системы — энтропии через используемое Дьярмарти, а затем Лыковым и Михайловым понятие «потоки и силы». Чтобы выделить алгоритмически такие потоки, удобно использовать предлагаемое В.И. Игониным трехуровневое иерархическое представление элемента ПТЭС, где на микро-, макро- и мета-уровневых описаниях имеются свои процедурные физические и математические представления, которые сочетаются с представлениями через термодинамические потоки и силы. Эта методология использует преимущества системного анализа при обучении, анализе, построении новых систем. В выбранном для анализа климатологическом лучисто-конвективном элементе рассматриваются основы транспорта лучистой и конвективной форм представления энергии при ее практически стопроцентном использовании. Рассматриваются методики получения коэффициентов преобразования энергии для каждого элемента схемы с источником теплоты в виде газового инфракрасного излучателя и потребителями-преобразователями энергии в форме теплоты для пластин различной конфигурации. Показаны возможности определения свойств элемента структурированной системы путем построения четырехслойной энтропийной модели. Излагаются методики численного и натурного экспериментов.

Ключевые слова:

Машиностроение

Раков Д. Л., Торбек Ю.

В статье рассматривается возможность применения активной системы звукоизоляции для снижения шума реактивных двигателей и пассажирских кабин. Акустический эффект получил обозначение 4S (Steerable Sound Suppression System) – управляемая система звукоподавления. В основе эффекта лежит создание зон деформации на поверхности и по толщине звукоизолирующего материала, а также его взаимодействие с эластичной пленкой. Особенностью обнаруженной закономерности является зависимость звукоизоляции от степени деформации материала. Создавая различные напряжения в веществе, можно менять звукоизолирующую способность в зависимости от частоты, т.е. «сдвигать» ее максимум в зависимости от спектра шума. Это позволяет реализовать пассивные, активные и адаптивные системы звукоизоляции.

Ключевые слова:

Измерительная техника и метрология

Павлова Н. В., Фролов М. Д.

Исследуется возможность применения корреляционно-экстремальных навигационных систем на базе рельефометрической оптико-электронной системы для высокоточного и надежного определения местоположения летательного аппарата. Предложен способ определения местоположения летательного аппарата на основе информации о поле рельефа, формируемой с помощью оптического поля подстилающей поверхности. Приведены результаты моделирования, подтверждающие достаточную надежность предлагаемого способа.

Ключевые слова:

Управление, вычислительная техника и информатика

Тынчеров К. Т.

В статье рассматриваются варианты реализации процедур масштабирования чисел, представленных в коде системы вычетов при выполнении цифровой обработки сигналов. Предложены высокоскоростной алгоритм и структура табличной организации процедуры масштабирования.

Ключевые слова:

Экономика

Вдовин В. А., Костин А. А.

В статье приведены преимущества одного из перспективных направлений решения кадровых проблем предприятий авиационной промышленности — повышения привлекательности для рабочих и специалистов работы на предприятиях, создающих корпоративные пенсионные системы. С этих позиций рассмотрена одна из основных проблем негосударственного пенсионного обеспечения — предупреждение обесценивания пенсионных резервов на основе повышения эффективности управления активами негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Проанализирована укрупненная схема процесса управления инвестиционным портфелем НПФ и предложена концептуальная схема тактического управления, базирующаяся на перераспределении активов портфеля на уровне классов финансовых инструментов. Представлен разработанный в рамках данной концепции алгоритм управления, основанный на модифицированном осцилляторе скорости изменения MRoС. Показана эффективность использования предлагаемого подхода в системе управления инвестированием пенсионных резервов.

Ключевые слова:

Карпенко Е. М.

В статье приведена методика интегрированной оценки потенциала промышленного предприятия. Логическая интеграция результатов выполненного регрессионного моделирования позволяет сделать вывод о том, что для объяснения наблюдаемой динамики основных показателей результативности деятельности предприятий принципиально необходимым является учет полного набора элементов их потенциала (источников их возможностей). В качестве таких источников необходимо рассматривать как традиционные ресурсы, так и не ресурсные параметры, в частности - характеристики организационной структуры управления предприятия, параметры его организационной культуры, знания персонала, ресурсы позиционирования, уровень трудовой мотивации персонала, уровень конкуренции на рынке. Только при совместном учете всех выделенных источников, оценка потенциала промышленного предприятия становится полноценной и позволяет адекватно объяснять наблюдаемый уровень достижения предприятием основных конечных целей его функционирования.

Ключевые слова:

Прикладная математика, механика, физика

Козлов В. И.

Проводится анализ динамики электронов в некоторых примерах реализации плазмодинамических систем как самостоятельной области исследования проблем электродинамики. Рассматривается общая физическая картина электромагнитного поля, предполагающая существование нейтрального электрического поля, создаваемого вещественными образованиями, а также потенциальный характер действующего электрического поля , возникающего при изменении магнитной индукции в точке пространства. Делается вывод о звуковой природе света и относительности его скорости в инерциальных системах отсчета. Рассматривается принципиальная возможность создания ускоряющего воздействия на летательные аппараты в межпланетном пространстве без затрат расходуемой массы.

Ключевые слова:

Салганик Р. Л., Мохель А. Н., Федотов А. А.

Рассмотрена задача теории упругости о контакте двух полуограниченных тел, одно из которых абсолютно жёсткое. При этом граница одного из этих тел плоская, а граница другого шероховатая и близка к плоской. Предполагается, что контакт между телами почти полный, причём сдвиговым взаимодействием между контактирующими телами пренебрегается. В литературе задачам такого типа, представляющим большой прикладной интерес, уделено относительно мало внимания.

Решение рассматриваемой задачи представляется в виде суммы решений следующих двух задач: задачи 1, в которой предполагается, что контакт имеет место всюду, и задачи 2, в которой предполагается, что имеются площадки отсутствия контакта, или площадки неконтакта, которые представляются математическими разрезами и находятся в областях, где согласно решению задачи 1 действуют, в основном, растягивающие напряжения. Считаем, что берега математических разрезов нагружены напряжениями, равными по величине и противоположными по знаку тем, которые получаются в соответствующих местах согласно решению задачи 1. В результате, при сложении решений обеих задач, эти берега оказываются свободными от напряжений. Контуры указанных разрезов находятся из условия непрерывности напряжений на них.

Рассматриваются условия, при которых площадки неконтакта расположены достаточно редко для того, чтобы взаимодействием между ними (точнее, между порождаемыми ими возмущениями упругого поля) можно было пренебречь. Это позволяет решать задачу асимптотически, учитывая эффекты от отдельных площадок неконтакта независимо друг от друга. Рассмотрены случай плоской деформации и пространственный случай. Приведен пример расчетов для ситуации, моделирующей контакт шины с дорожным покрытием при наличии в нём протяженной выбоины.

Ключевые слова:

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2017