О целесообразности применения отклоняемого вектора тяги для гражданских самолетов

Авиационная и ракетно-космическая техника

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


Авторы

Брагазин В. Ф. *, Гусарова Н. А. **, Дементьев А. А. ***, Скворцов Е. Б. ****, Чернавских Ю. Н. *****

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, ЦАГИ, ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия

*e-mail: bvf15@yandex.ru
**e-mail: ninagusarova17@mail.ru
***e-mail: Alexander.A.Dementyev@yandex.ru
****e-mail: skvortsov-tsagi@yandex.ru
*****e-mail: urij_ch@mail.ru

Аннотация

Исследуется возможность применения отклоняемого вектора тяги двигателей гражданского самолета c целью улучшения его управляемости, характеристик взлета и крейсерского полета.

Ключевые слова

отклоняемый вектор тяги, полезные эффекты, система управления, характеристики самолета

Библиографический список

  1. Илларионов В.Ф. Исследование возможности улучшения маневренных характеристик самолета за счет отклонения вектора тяги // Труды ЦАГИ. Вып. 1542. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1974. – 15 с.

  2. Лаврухин Г.Н., Скворцов Е.Б., Талызин В.А., Шелехова С.В. Экспериментальное исследование аэро­динамики сопла с отклоняемым вектором тяги // Ученые записки ЦАГИ. 2014. Т. 45. № 4. С. 59-64.

  3. Брагазин В.Ф., Семенов А.А., Скворцов Е.Б., Шалашов В.В. Зависимость вектора тяги ВРД от угла отклонения реактивной струи // Техника воздушного флота. 2013. № 4(713). С. 25-31.

  4. Егоров А.В., Мышенков Е.В., Полев А.С., Щелгунов Е.Ю. Концепция реверсивно-отклоняющего уст­ройства решетчатого типа с поворотными лопатками // Ученые записки ЦАГИ. 2017. Т. 48. № 5. С. 26-40.

  5. Скворцов Е.Б., Брагазин В.Ф., Болсуновский А.Л., Лаврухин Г.Н., Самохин В.Ф., Семенов А.А., Чернавских Ю.Н., Шалашов В.В., Мелехова С.В. Разработка концепции гражданского самолета с энергетичес­кой системой управления, использующего отклоняемый вектор тяги ТРДД // Всероссийская научно-техническая конференция «Авиадвигатели XXI века» (24-27 ноября 2015): Сборник тезисов докладов. – М.: ЦИАМ имени П.И. Баранова, 2015. C. 166-168.

  6. Брагазин В.Ф., Дементьев А.А., Скворцов Е.Б. Применение отклоняемого вектора тяги в задачах уп­равления гражданским самолетом // 15-я Международная конференция «Авиация и космонавтика»: Сборник тезисов докладов. – М.: Изд-во МАИ, 2016. C. 26-27.

  7. Егоров О.В., Имаев Т.Ф., Мышенков Е.В., Полев А.С., Щелгунов Е.Н., Брагазин В.Ф., Васин С.С., Демен­тьев А.А., Лаврухин Г.Н., Скворцов Е.Б., Чернова Н.А., Шалашов В.В., Мелехова С.В. Исследование концепции ТРДД с отклоняемым вектором тяги в энергетической системе управления гражданским самолетом // Научно-технический конгресс по двигателестроению (4–6 апреля 2018): Сб. тезисов докладов. – М.: Ваш успех, 2018. Т. 1. С. 28-32.

  8. Сидельникова О.В., Матвеев Ю.А. Анализ конструкторско-технологических решений подсистем пер­спективных летательных аппаратов // Вестник Московского авиационного института. 2011. Т. 18. № 1. С. 27-32.

  9. Коваленко А.И., Петраш В.Я. Формирование проектных решений беспилотных летательных аппаратов в программно-информационной среде базы знаний // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т. 19. № 4. С. 65-72.

  10. Бадягин А.А., Егер С.М., Мишин В.Ф., Склянский Ф.И., Фомин Н.А. Проектирование самолетов: Учебное пособие. – М.: Машиностроение, 1972. – 516 с.

  11. Егер С.М., Мишин В.Ф., Лисейцев Н.К. и др. Проектирование самолетов: Учебник для вузов / Под ред. C.M. Егера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1983. – 616 с.

  12. Бюшгенс Г.С. Аэродинамика и динамика полета магистральных самолетов: Учебник. – Москва–Пекин: Издательский отдел ЦАГИ – Авиа-Издательство КНР, 1995. – 772 с.

  13. Лаврухин Г.Н. Аэрогазодинамика реактивных сопел. Т. 1. Внутренние характеристики сопел: Моногра­фия. – М.: Физмалит, 2003. – 376 с.

  14. Лаврухин Г.Н., Попович К.Ф. Аэрогазодинамика реактивных сопел. Т.2. Обтекание донных уступов потоком газа. – М.: Физмалит, 2009. – 312 с.

  15. Лаврухин Г.Н., Иванькин М.А., Талызин В.А. Аэрогазодинамика реактивных сопел. Т. 3. Внешнее со­противление и потери эффективной тяги сопел. – М.: Физматлит, 2016. – 1309 с.

  16. Шульгин В.А., Гайсинский С.Я. Двухконтурные турбореактивные двигатели малошумных самолетов. – М.: Машиностроение, 1984. – 168 с.

  17. Курочкин Ф.П. Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой / Под ред. В.В. Андреевского. – М.: Машиностроение, 1970. – 354 с.

  18. Святогоров А.А., Попов К.Н., Хвостов НИ. Устройства для отклонения реактивной струи турбореак­тивных двигателей / Под ред. А.А. Святоговорова. – М.: Машиностроение, 1968. – 30 с.

  19. Поляков В.В. Реверсивные устройства силовых установок с воздушно-реактивными двигателями. – М.: Авиастроение, 1978. Т. 5. – 208 с.

  20. Павленко В.Ф. Силовые установки с поворотом вектора тяги в полете. – М.: Машиностроение, 1987. – 200 с.

  21. Оболенский Ю.Г. Управление полетом маневренных самолетов. – М.: Филиал Воениздат, 2007. – 254 с.

  22. Остославский И.В., Стражева И.В. Динамика по­лета. Траектории летательных аппаратов. – М.: Ма­шиностроение, 1969. – 502 с.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2020