Система учета и анализа траекторий движения воздушных судов и транспортных средств для прогнозирования конфликтов на рабочей площади аэродрома

Авиационная и ракетно-космическая техника

Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов

2020. Т. 27. № 3. С. 209-2018.

DOI: 10.34759/vst-2020-3-209-218

Авторы

Дьяченкова М. В. *, Анюточкина А. С. **, Рубцов Е. А. ***

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, ул. Пилотов, 38, Санкт-Петербург, 196210, Россия

*e-mail: DMari98@yandex.ru
**e-mail: Anechka-anjutochkina@rambler.ru
***e-mail: Rubtsov.spb.guga@rambler.ru

Аннотация

Прогнозирование конфликтов с участием воздушных судов и транспортных средств на рабочей площади аэродрома приобретает большое значение вследствие увеличения количества взлетно-посадочных операций и роста интенсивности наземного движения. Существующие системы наблюдения позволяют получить текущие координаты участников наземного движения, но для обеспечения безопасности требуется прогноз траекторий за определенное время. Предлагается внедрить систему, предполагающую оснащение всего автотранспорта специальными терминалами для информирования диспетчера о своих намерениях, а также для обмена данными между участниками движения. С помощью терминалов водители перед выездом указывают маршрут, время выезда, время прибытия и т.д., создавая базу данных о параметрах движения транспорта. На воздушных судах функцию терминала будет выполнять бортовой компьютер (flight management system). При выезде на запрещенный участок аэродрома или ином нарушении движения диспетчеру, водителю автотранспорта и пилоту выдается сигнал предупреждения.

Ключевые слова:

безопасность наземного движения, A-SMGCS, прогнозирование конфликтов, траектория движения, Mesh-сеть

Библиографический список

  1. Global aviation safety plan. 2020-2022 Edition. Doc. 10004. ICAO, 2019, 144 p. URL: https://www.icao.int/Meetings/anconf13/Documents/Doc_10004_GASP_2020_2022_Edition.pdf

  2. Advanced surface movement guidance and control systems (A-SMGCS) manual. Doc. 9830 AN/452. First Edition. ICAO, 2004, 89 p. URL: https://www.icao.int/Meetings/anconf12/Document%20Archive/9830_cons_en%5B1%5D.pdf

  3. Руководство по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП. Doc. 9870 AN/463. Издание первое. Международная организация гражданской авиации (ИКАО), 2007, 110 с. URL: http://dspk.cs.gkovd.ru/library/data/Doc_9870_r_vo_po_predotvrascheniyu_nesanktsionirovannyh_vyezdov_na_vpp_ru%5B1%5D.pdf

  4. Решение глобальной проблемы обеспечения безопасности операций на ВПП. Ассамблея ИКАО – 37 сессия. A37-WP/68 TE/21. ИКАО, 2010, 6 с. URL: https://www.icao.int/Meetings/AMC/Assembly37/Working%20Papers%20by%20Number/wp068_ru.pdf

  5. Runway Safety Programme – Global Runway Safety Action Plan. First edition. ICAO, 2017, 35 p. URL: https://www.icao.int/safety/RunwaySafety/Documents%20and%20Toolkits/GRSAP_Final_Edition01_2017-11-27.pdf

  6. Информация по безопасности полетов № 2 от 17.02.2017. URL: www.dvmtu-favt.ru/upload/medialibrary/698/698f53cf0cf9bce64d35bce0f1b1abf1.pdf

  7. МАК. Расследование происшествия с Falcon 50EX F-GLSA 20.10.2014 в аэропорту Внуково. URL: https://mak-iac.org/rassledovaniya/falcon-50ex-f-glsa-20-10-2014

  8. Приказ Министерства транспорта РФ № 69-П от 06.02.2017 «О мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу», 33 с. URL: https://favt.ru/public/materials/0up/meroprvpp060217.pdf

  9. EUROCONTROL specification for advanced-surface movement guidance and control system (A-SMGCS) services. EUROCONTROL-SPEC-171, 2018, 123 p. URL: https://www.eurocontrol.int/sites/default/files/2020-04/eurocontrol-specification-a-smgcs-v-2-0.pdf

  10. Приказ Министерства транспорта РФ от 20.10.2014 № 297 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации» (с изменениями и дополнениями), 63 с. URL: https://base.garant.ru/70812462/

  11. Кудряков С.А., Кульчицкий В.К., Поваренкин Н.В., Пономарев В.В., Рубцов Е.А., Соболев Е.В. Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь: Учеб. пособие. – СПб.: Ун-т гражданской авиации, 2019. Ч. 2. – 167 с.

  12. Радиолокационная станция обзора летного поля «Атлантика». URL: http://www.npo-leninetz.ru/produktsiya/radar/radiolocation-station-of-the-review-of-the-airfield-atlantic/index.php

  13. Многопозиционный радиолокационный комплекс обзора летного поля «Полином». URL: https://www.ians.aero/polinom

  14. МПСН «Альманах». URL: http://www.npp-crts.ru/production/multilateratsiya/almanakh

  15. Многопозиционная система наблюдения «Мера». URL: http://www.vniira.ru/ru/products/790/811/1179/?text=basic-purpose

  16. Аэродромная многопозиционная система наблюдения «Тетра». URL: http://www.almaz-antey.ru/osnovnaya-produktsiya-grazhdanskaya-naznacheniya/tetra

  17. Руководство по авиационному наблюдению. Doc. 9924 AN/474. ИКАО, 2017, 372 с. URL: http://dspk.cs.gkovd.ru/library/data/Doc_9924_r_vo_po_aviatsionnomu_nablyudeniyu_ru.pdf

  18. Козлов А.В., Шаронов А.В. Геометрические факторы в задаче определения фазовой неоднозначности спутниковых навигационных измерений // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 1. С. 163-168.

  19. Вовасов В.Е., Бетанов В.В., Герко С.А. Методика калибровки навигационного приемника ГЛОНАСС при использовании двухчастотных комбинаций измерений псевдодальностей // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 5. С. 137-144.

  20. Плясовских А.П., Рубцов Е.А. Метод оценки достоверности информации АЗН-В в системе наблюдения и контроля аэродромного движения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2019. № 3(24). С. 90-102.

  21. Плясовских А.П., Рубцов Е.А. Теоретическое обоснование подтверждения достоверности информации о местоположении объекта на рабочей площади аэродрома // T-Comm: телекоммуникации и транспорт. 2020. Т. 14. № 3. С. 32-40. DOI: 10.36724/2072-8735-2020-14-3-32-40

  22. Eurocontrol specification for short term conflict alert(STCA). EUROCONTROL-SPEC-122, 2010, 25 p. URL: https://www.eurocontrol.int/publication/eurocontrol-specifications-short-term-conflict-alert-stca

  23. Ямпольский С.М., Головин В.Я., Рубинов В.И. Модель функционирования перспективной системы для автоматизированного планирования мероприятий инженерно-авиационного обеспечения // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т. 19. № 3. С. 19-26.

  24. Писаренко В.Н. Средства обеспечения приемлемого уровня безопасности полётов // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т. 19. № 3. С. 27-34.

  25. Teutsch J., Verhoeven R. Automation support in low visibility conditions: virtual stop bars in the cockpit//Integrated Communications, Navigation and Surveillance Conference – ICNS (9-11 April 2019, Herndon, VA, USA, USA). NLR-TP-2019-460, 28 p. DOI: 10.1109/ICNSURV.2019.8735236

  26. Руководство по системе аэропортовой подвижной авиационной связи (AeroMACS). Doc. 10044. ИКАО, 2019, 200 с. URL: http://docs.cntd.ru/document/564112240

  27. Технология Mesh. URL: http://www.sagatelecom.ru/radiosystems/wireless_system/mesh.php

  28. Рубцов Е.А. Проблемы обеспечения бесконфликтного движения автотранспорта в пределах рабочей площади аэродрома // Транспортное планирование и моделирование: Сборник трудов II Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2017, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). – СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2017. С. 229-235.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2020