Выбор оптимальных параметров силовой установки ударного беспилотного летательного аппарата

Авиационная и ракетно-космическая техника

Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов

2020. Т. 27. № 4. С. 105-116.

DOI: 10.34759/vst-2020-4-105-116

Авторы

Агавердыев С. В. 1*, Зиненков Ю. В. 1**, Луковников А. В. 2***

1. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ул. Старых Большевиков, 54а, Воронеж, 394064, Россия
2. Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, ЦИАМ, Авиамоторная ул., 2, Москва, 111116, Россия

*e-mail: longo38@yandex.ru
**e-mail: yura2105@mail.ru
***e-mail: Lukovnikof@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты проведенного исследования по формированию предварительного технического облика силовой установки (СУ) на базе двухконтурного турбореактивного двигателя со смешением потоков контуров (ТРДДсм) для малозаметного ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА). При этом с использованием инструментально-программного комплекса «Самолет-двигатель» (ИПК «СД»), созданного на кафедре авиационных двигателей ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, рассчитаны высотно-скоростные, дроссельные и габаритно-массовые характеристики исследуемого двигателя. С использованием инженерных методик произведен расчет аэродинамических, объемно-массовых и летно-технических характеристик (ЛТХ) исследуемого ударного БЛА. Выполненные оптимизационные исследования позволили выбрать оптимальные параметры рабочего процесса ТРДД и размерность СУ, обеспечивающие повышение эффективности БЛА по выбранным критериям по сравнению с неоптимальным (исходным) вариантом.

Ключевые слова:

ударный БЛА «Скат», оценка эффективности силовой установки, рабочий процесс ТРДД, высотно-скоростные характеристики БЛА, дроссельные характеристики БЛА

Библиографический список

  1. Зиненков Ю.В., Луковников А.В., Черкасов А.Н. Формирование технического облика силовой установки высотного беспилотного летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 1. С. 86-94.

  2. Антонов Н. Из жизни ударных дронов // Военное обозрение. 15.06.2017. URL: https://topwar.ru/117777-iz-zhizni-udarnyh-dronov.html

  3. Walker J. Unmanned Aerial Vehicles (UAVs) – Comparing the USA, Israel, and China. 03.02.2019 URL: https://emerj.com/ai-sector-overviews/unmanned-aerial-vehicles-uavs/

  4. Васильев А. Ударные беспилотники: почему у нас их до сих пор нет и когда они появятся // Ruposters.ru – информационный портал. 17.01.2020. URL: https://ruposters.ru/news/17-01-2020/udarnii-bespilotnik.

  5. Рябов К. Новый шанс для «Ската» // Военное обозрение. 20.09.2018. URL: https://topwar.ru/147215-novyj-shans-dlja-skata.html

  6. Фомин А. «Скат» беспилотное будущее боевой авиации? // Взлет. 2007. № 10 (34). С. 22-28.

  7. Станислав З. «Скат» – разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат // Информационное агентство «Оружие России». 15.01.2017. URL: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/skat-razvedyvatelnyy-i-udarnyy-bespilotnyy-letatelnyy-apparat/

  8. Паньшин А. Илья Тарасенко: нас просят исправить модернизированные на Украине МиГи // РИА Новости. 17.06.2019. URL: https://ria.ru/20190617/1555598840.html

  9. «Скат» // Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия. 09.07.2020. URL: http://www.airwar.ru/enc/bpla/skat.html#LTH

  10. Фокин Д.Б., Исянов А.М. Исследования по формированию оптимального облика силовой установки перспективного ударного беспилотного летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 4. С. 132-143.

  11. Зиненков Ю.В., Луковников А.В., Слинко М.Б. Методика формирования технического облика и оценки эффективности силовой установки высотного беспилотного летательного аппарата // Полет. 2016. № 2-3. С. 66-80.

  12. Луковников А.В. Методология формирования технического облика силовых установок летательных аппаратов различного целевого назначения // Наукоемкие технологии. 2008. Т. 9. № 3. С. 50-58.

  13. Луковников А.В. Формирование технического облика силовых установок ЛА // Полёт. 2007. № 7. С. 28-38.

  14. Egorov I.N., Kretinin G.V., Leshchenko I.A., Kuptzov S.V. The main features of IOSO technology usage for multiobjective design optimization // 10th AIAA/ISSMO Multidisciplinary Analysis and Optimization Conference (30 August 2004 – 01 September 2004; Albany, New York). 2004, pp. 3437-3447. DOI: 10.2514/6.2004-4610

  15. Egorov I.N., Kretinin G.V., Kostiuk S.S., Leshschenko I.A., Babi U.I. The Methodology of stochastic optimization of parameters and control laws for the aircraft gas-turbine engines flow passage components // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2001. Vol. 123. No. 3, pp. 495-501. DOI: 10.1115/1.1285841

  16. Зиненков Ю.В., Луковников А.В., Черкасов А.Н. Оценка эффективности силовой установки высотного беспилотного летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 3. С. 91-102.

  17. Антонов Д.А., Бабич Р.М., Балыко Ю.П. и др. Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра: Монография. – М.: Дрофа, 2005. – 734 с.

  18. Иванов М.С., Аганесов А.В., Крылов А.А. и др. Беспилотные летательные аппараты: Справочное пособие. – Воронеж: Научная книга, 2015. – 619 с.

  19. Гриценко Н.А., Икрянников Е.Д. Расчет аэродинамических характеристик ЛА. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1994. – 259 с.

  20. Луковников А.В. Концептуальное проектирование силовых установок летательных аппаратов в многодисциплинарной постановке // Вестник Московского авиационного института. 2008. Т. 15. № 3. С. 34-43.

  21. Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники: теория и практика. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Физматлит, 2008. – 328 с.

  22. Egorov I.N., Kretinin G.V., Leshchenko I.A. Optimal design and control of gas-turbine engine components: a multicriteria approach // Aircraft Engineering and Aerospace Technology. 1997. Vol. 69. No. 6, pp. 518-526. DOI: 10.1108/00022669710185977

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2020