Исследование влияния остаточных напряжений в зоне расположения трещины на скорость ее роста при циклическом нагружении

Машиностроение

2014. Т. 21. № 1. С. 104-110.

Авторы

Потапов С. Д. *, Перепелица Д. Д. *

Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, ЦИАМ, Авиамоторная ул., 2, Москва, 111116, Россия

*e-mail: potapov_sd@ciam.ru

Аннотация

Приведены результаты экспериментальных исследований скорости роста трещин усталости в условиях действия остаточных сжимающих напряжений. Предложен способ учета действия остаточных напряжений при расчетном прогнозировании скорости роста трещин усталости в ответственных деталях газотурбинных двигателей. Приведены результаты тестирования предложенного подхода.

Ключевые слова:

скорость роста трещины, трещиностойкость, уравнение Пэриса, фрактография, остаточные напряжения

Библиографический список

  1. Биргер И.А., Мавлютов Р.Р. Сопротивление материалов. М.: Наука, 1986. 560 с. 
  2. Шанявский А.А. Безопасное усталостное разрушение элементов авиаконструкций. Уфа: Монография, 2003. 804 с. 
  3.  Матвиенко Ю.Г. Модели и критерии механики раз- рушения. М.: Физматлит, 2006. 328 с. 
  4.  Пестриков В.М., Морозов Е.М. Механика разрушения твердых тел. М.: Профессия, 2002. 300 с. 
  5.   Потапов С.Д., Перепелица Д.Д. Исследование характеристик циклической скорости роста трещин в материалах основных деталей авиационных газотурбинных двигателей // Вестник Московского авиационного института. 2013. Т. 20. № 1. С. 124-139.
  6. Потапов С.Д., Перепелица Д.Д. Исследования циклической скорости роста трещин в материалах основных деталей авиационных ГТД // Технология легких сплавов. 2013. № 2. С. 5-19.
  7. Туманов Н.В., Лаврентьева М.А., Черкасова С.А., Серветник А.Н. Моделирование устойчивого роста усталостных трещин в дисках турбин авиадвигателей при простом и сложном циклах нагружения //Вестник Самарского аэрокосмического государственно- го университета. 2009. Т.19. № 3. С. 188-199.
  8. Туманов Н.В., Каримбаев К.Д., Серветник А.Н. Многоуровневое моделирование напряженного состояния диска турбины с трещинами и расчет коэффициентов интенсивности напряжений // Современные методы обеспечения прочностной надежности деталей авиационных двигателей: Труды ЦИАМ. № 1344 / Под ред. Ю.А. Ножницкого, Б.Ф. Шорра, И.Н. Долгополова. М.: Торуспресс, 2010. С. 215-223.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2020