Влияние подвижности кабины пилотажного стенда на моделирование задачи дозаправки самолёта топливом в воздухе

Авиационная и ракетно-космическая техника

Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов


Авторы

Зайчик Л. Е. *, Десятник П. А. **, Желонкин В. И. ***, Желонкин М. В. ****, Ткаченко О. И. *****, Яшин Ю. П. ******

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, ЦАГИ, ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия

*e-mail: zaichik@tsagi.ru
**e-mail: desiatnik_pavel@mail.ru
***e-mail: vladimirzhelonkin@rambler.ru
****e-mail: zhelonkinmishail@mail.ru
*****e-mail: tkachenko15@mail.ru
******e-mail: yuyash@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается проблема воспроизведения действующих на лётчика перегрузок и угловых ускорений (далее ускорений) при моделировании на пилотажном стенде задачи дозаправки самолёта топливом в полёте. Разработана методика моделирования задачи дозаправки на пилотажном стенде с подвижной кабиной, и выполнена оптимизация алгоритмов управления системой подвижности кабины для данной задачи. Проведены с участием лётчика эксперименты по сравнительной оценке моделирования задачи дозаправки на пилотажном стенде с подвижной и неподвижной кабиной. Выполнена обработка результатов эксперимента, и получены данные по влиянию ускорений на характер действий лётчика, параметры движения самолёта, качество выполнения задачи дозаправки и оценки лётчика. Показано, что воспроизведение действующих на лётчика ускорений существенно повышает адекватность моделирования задачи дозаправки реальному полёту.

Ключевые слова

пилотажный стенд, система подвижности, качество моделирования, задача дозаправки

Библиографический список

  1. Rodchenko V.V., Zaichik L.E., Yashin Y.P., Lee B.P. Simulation-to-Flight Correlation // AIAA Modeling and Simulation Technologies Conference and Exhibit. Austin. TX. 2003. Рaper no. AIAA-2003-5823.

  2. Ефремов А.В., Оглоблин А.В. Прогресс в исследованиях системы самолет-летчик // Вестник Московского авиационного института. 2005. Т. 12. № 2. С. 18 – 29.

  3. White A.D., Rodchenko V.V. Motion Fidelity Criteria Based on Human Perception and Performance // AIAA Modeling and Simulation Technologies Conference and Exhibit. Portland OR. 1999. Рaper no. AIAA-99-4330.

  4. Тань В., Ефремов А.В., Тюменцев Ю.В. Оценка пилотажных свойств самолёта с применением нейросетевой модели предсказания характеристик управляющих действий лётчика // Вестник Московского авиационного института. 2008. Т. 15. № 1. С. 92 – 108.

  5. Ефремов А.В., Оглоблин А.В., Предтеченский А.Н., Родченко В.В. Лётчик как динамическая система. – М.: Машиностроение, 1992. – 336 с.

  6. Zaichik L.E., Rodchenko V.V., Rufov I.V., Yashin Y.P., White A.D. Acceleration Perception // AIAA Modeling and Simulation Technologies Conference and Exhibit. Portland. OR. 1999. Рaper no. AIAA-99-4334.

  7. Сильвестров М.М., Козиоров Л.М., Пономаренко В.А. Автоматизация управления летательными аппаратами с учётом человеческого фактора. – М.: Машиностроение, 1986. – 184 с.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2019