Авиационная и ракетно-космическая техника | |
Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов | |
Реверс тяги применяется в авиации достаточно давно. Однако до сих пор используемые термины, касающиеся реверса тяги, требуют уточнения ввиду неточности формулировки и понимания. В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением реверсовооруженности самолета, оптимального значения обратной тяги и эффективности применения реверсивного устройства (РУ) на торможении самолетов. Показана методика расчета коэффициента эффективности РУ на торможении самолетов, а также методика определения значения обратной тяги, необходимой для самолетов различных заданных компоновок. Ключевые слова: реверс тяги, защищённость двигателя, коэффициент реверсирования, оптимальное значение обратной тяги, реверсовооруженность самолета, коэффициент эффективности применения реверса тяги |
|
Рассмотрена проблема шума на местности легких винтовых самолетов. Представлен перечень основных работ в области аэроакустики, выполняемых при проектировании самолета разработчиком и поставщиками силовой установки. Выполнен анализ базы данных сертификационных акустических испытаний EASA. Рассмотрено влияние числа лопастей воздушного винта и глушителей шума выхлопа поршневых двигателей на уровни шума легких винтовых самолетов на местности. Ключевые слова: легкий винтовой самолет, шум на местности, аэроакустическое проектирование, технологии снижения шума |
|
Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов | |
Выполнен анализ альтернативной компоновки радиационного теплообменника (РТО) лунного посадочного модуля (ПМ). Имеющийся в составе существующего (на стадии производства) ПМ РТО состоит из двух частей, установлен над негерметичным приборным отсеком и ориентирован рабочими поверхностями в зенит. С помощью указанного РТО осуществляется регулируемый отвод излишков тепла из приборного отсека ПМ. Выбранные габариты и конфигурация РТО ограничивают рабочие пространства установленного на ПМ оборудования, в частности камер, антенн, навигационных приборов и манипуляторов. С помощью специально разработанной математической модели сравниваются характеристики существующего РТО и РТО в конфигурации, предлагаемой в рамках настоящей работы. Одну из частей РТО предлагается переместить в слабоосвещенную боковую зону ПМ, где изначально планировалась установка панели солнечной батареи. Ключевые слова: лунный посадочный модуль, радиационный теплообменник, приборный отсек, система обеспечения теплового режима |
|
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов | |
Рассмотрен аналитический подход к интегрированию уравнений импульсов динамического пространственного пограничного слоя для поверхностей обтекания криволинейной формы в естественной криволинейной ортогональной системе координат с наличием поперечного градиента давления. Получены уравнения импульсов параболического типа, пригодные для решения задачи течения в радиальном секторе межлопаточного канала газовых турбин. Представлены уравнения в более общем виде, в отличие от известных частных решений. Отмечено, что при рассмотрении задачи течения с теплообменом (что наиболее актуально для межлопаточного канала неохлаждаемых газовых турбин) необходимо совместное решение полученных уравнений импульсов с интегральным соотношением уравнения энергии температурного и динамического пространственного пограничного слоя. Для рассматриваемого радиального сектора межлопаточного канала уравнения решены конечно-разностным методом. Используемый подход подтверждается верификацией результатов моделирования и визуализации донных линий тока в круговом радиальном модельном канале. Ключевые слова: динамический пограничный слой, уравнения импульсов, межлопаточный канал, проточная часть турбонасосного агрегата, газовая турбина |
|
Адекватное моделирование системы охлаждения турбины имеет существенное значение при оптимизации параметров двигателя на этапе концептуального проектирования, поскольку на данном этапе закладываются параметры и характеристики, определяющие будущность проекта в целом. В данной статье приведены результаты анализа и обобщения опубликованных экспериментальных и теоретических данных по конвективному, пленочному и пористому охлаждению лопаток турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Результатом работы являются полученные обобщенные зависимости относительного потребного расхода охлаждающего воздуха по каждому типу охлаждения лопаток турбин авиационных ГТД, а также универсальная зависимость, обобщающая данные по всем типам охлаждения рабочих лопаток и сопловых аппаратов, пригодная при решении задач оптимизации параметров двигателя при проектировании. Кроме того, в работе приведены данные о зависимости количества воздуха на охлаждение дисков турбин и утечек охлаждающего воздуха от максимальной температуры газа перед турбиной, а также данные о влиянии относительного суммарного количества воздуха, охлаждающего сопловой аппарат и рабочее колесо, на снижение изоэнтропического КПД турбины. Ключевые слова: газотурбинный двигатель, концептуальное проектирование, охлаждение турбины, оптимизация параметров рабочего процесса, потребный расход воздуха на охлаждение, охлаждение лопатки, охлаждение диска, КПД турбины |
|
Представлен обзор и текущий статус работ по созданию в ОКБ «Факел» перспективных плазменных двигателей сверхмалой мощности ПлаС-10 и ПлаС-10С для применения в составе малых космических аппаратов. Выполнено исследование мирового технического уровня разработок плазменных двигателей. Сформулированы основные требования, определяющие конкурентоспособность и высокий потенциал коммерциализации разрабатываемых в ОКБ «Факел» двигателей на мировом космическом рынке. Изложена краткая хронология этапов разработки, продемонстрированы экспериментальные результаты испытаний лабораторной модели двигателя. Сформулированы дальнейшие задачи по проекту. Ключевые слова: холловский двигатель, плазменный двигатель, ускоритель плазмы, сверхмалая мощность, сверхмалые размеры, малый космический аппарат, CubeSat |
|
Экспериментально решается проблема снижения выбросов вредных загрязняющих веществ на выходе из камеры сгорания. Представлено описание стендового оборудования. Рассмотрены три варианта горелок, различающихся конструкцией соплового насадка, при этом геометрия завихрителя и распылителя остается неизменной. Представлены результаты огневых испытаний трех горелок с различными сопловыми насадками. Произведено сравнение структуры пламени. Выполнена оценка параметров горелок, и выбрана горелка, имеющая минимальное значение концентрации оксидов азота и оксидов углерода в пробах продуктов сгорания. Исследовано температурное поле на выходе из отсека камеры сгорания с тремя видами горелок. Представлены результаты измерения выбросов вредных загрязняющих веществ на выходе из отсека с горелками различного конструктивного исполнения. Определена полнота сгорания. По результатам проведенных работ сделаны выводы о наиболее приемлемом для использования на двигателе варианте горелки. Ключевые слова: камера сгорания, диффузионное горение, эксперимент, форсунка, горелка, экология |
|
Представлена система уравнений динамической и статической математических моделей регулятора расхода компонента топлива в газогенератор жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), описывающая процессы с сосредоточенными параметрами. Получены типичные настроечная и нагрузочная характеристики регулятора, амплитудно- и фазочастотные характеристики для случаев возмущений по углу привода дроссельной части регулятора и перепаду давления при реакции по расходу. Результаты могут быть использованы при проектировании регуляторов расхода и диагностике его состояния при испытаниях. Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель, математическая модель регулятора расхода, настроечная и нагрузочная характеристики регулятора, амплитудно-частотная и фазочастотная характеристики регулятора |
|
Построена математическая модель турбулентного трехмерного течения продуктов сгорания в ракетном двигателе твердого топлива (РДТТ). Полученная модель отличается от существующих включением выражения для определения коэффициентов и параметров, характеризующих средневзвешенное состояние для условий течения продуктов в РДТТ и тензоры определенно-направленных скоростей деформаций. Это позволяет выполнить более точное численное моделирование. Ключевые слова: трехмерное течение топлива, ракетные двигатели твёрдого топлива, математическая модель ракетного двигателя |
|
Визуально-инструментальные наблюдения Земли из космоса (ВИН) являются одним из наиболее информативных методов дистанционного зондирования Земли, используемых в пилотируемой космонавтике. Они предназначены для наблюдения за природными и антропогенными объектами, явлениями, происходящими в космосе, атмосфере, на земной и океанической поверхности (образование циклонов и зарождение тайфунов, вулканическая активность, грозы, лесные пожары, биопродуктивные зоны в океане, процессы в верхних слоях атмосферы и пр.) [4, 5, 17]. Опыт подготовки отечественных космонавтов к выполнению ВИН свидетельствует о важности организации этого процесса на всех этапах [12]. Ключевые слова: визуально-инструментальные наблюдения, дистанционное зондирование Земли, технические средства подготовки космонавтов, внешняя визуальная обстановка, регистрация объектов наблюдения, информационные критерии, характеристики оператора, адаптивные свойства оператора |
|
Контроль и испытание летательных аппаратов и их систем | |
Настоящая работа посвящена вопросам информативности (информативной содержательности) летного эксперимента в процессах летных испытаний и вопросам принятия решений по результатам испытаний парашютных систем. В работе рассматривается ряд методов разноуровневой оценки информативной содержательности результатов летного эксперимента. На самом нижнем уровне иерархии информативная содержательность эксперимента количественно оценивается коэффициентом, равным отношению объема полученной в эксперименте информации к запланированному объему. Следующий над ним, более высокий уровень в иерархической структуре информативной содержательности летного эксперимента связан с вероятностным подходом к проблеме, т.е информативную содержательность эксперимента количественно можно также измерить вероятностью получения однозначного ответа на поставленный экспериментатором вопрос, что позволяет принять правильные решения по выбору направлений дальнейших исследований. Следующий, более высокий уровень в иерархической структуре информативной содержательности летного эксперимента связан с количественной оценкой информации так, как это делается в теории информации и кодирования, как без учета, так и с учетом влияния помех. Приведен оптимальный вариант типовой структурной схемы процесса принятия решения по результатам информативно-содержательных экспериментов. Ключевые слова: цели и задачи летного эксперимента; летные испытания парашютных систем; информативная содержательность эксперимента; структура принятия решений |
|
Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов | |
Дозаправка самолета в ручном управлении является одним из самых сложных и напряженных режимов пилотирования для летчиков. С помощью автоматизации удается повысить вероятность успешного контакта штанги и конуса по сравнению с ручным управлением. Ключевые слова: дозаправка самолета в воздухе, автоматическая дозаправка в воздухе, автомат тяги, заправочный конус, заправочная штанга, автоматизация канала управления скоростью |
|
Рассматривается задача отыскания начальных условий старта космического аппарата, при которых суммарное время пребывания его в тени на участке выведения было бы минимальным. Предлагается модель расчета продолжительности теневых участков орбиты. В качестве математической модели управляемого движения космического аппарата под действием малой реактивной тяги приняты уравнения движения космического аппарата в оскулирующих элементах. Разработан алгоритм решения задачи поиска оптимальных начальных условий перелета. В качестве критерия оптимальности принята суммарная продолжительность пребывания космического аппарата с солнечной электроракетной двигательной установкой в тени Земли на всей траектории многовиткового перелета. В качестве оптимизируемых параметров эллиптической орбиты выбраны следующие: дата старта — аргумент перигея — долгота восходящего узла. Проведены расчеты траекторий перелета космического аппарата с высокоэллиптической на геостационарную орбиту для трех наклонений начальной орбиты, выполненных с варьированием оптимизируемых параметров. На основе результатов моделирования найдены рациональные с точки зрения сокращения времени перелета окна запуска космического аппарата и соответствующие начальные условия орбиты. Ключевые слова: теневые участки орбиты, высокоэллиптическая орбита, геостационарная орбита, модель тени, приближенно-оптимальный закон управления, электроракетный двигатель, выведение космического аппарата |
|
Машиностроение и машиноведение | |
Технология машиностроения | |
Представлены результаты исследования влияния холодного изостатического прессования образцов из высокохромистых жаропрочных сплавов, полученных методом селективного лазерного плавления металлических порошков, на размер, количество пор и структуру сплавов. В результате, применение холодного изостатического прессования способствует значительному уменьшению количества пор (~2 раза), а также размера пор в материалах, полученных по технологии селективного лазерного плавления (SLM). При использовании рассматриваемой технологии выявлено поверхностное упрочнение при комнатной температуре деформации SLM-сплава 316L. Ключевые слова: селективное лазерное сплавление, аддитивное производство, холодное изостатическое прессование, горячее изостатическое прессование, высокохромистые жаропрочные сплавы |
|
Рассматриваются существующие способы оценки шероховатости в зависимости от режимов обработки, а также с учётом характеристик технологической среды. На основании полученных расчётов, с использованием инструментов математической статистики, была разработана методика, учитывающая вероятностный характер рассматриваемых процессов и позволяющая связать параметры, характеризующие процесс обработки, со значениями показателей качества поверхностного слоя. Ключевые слова: качество поверхностного слоя детали, параметры лезвийной обработки, параметры технологической среды, математическая статистика, распределение случайных величин, функция плотности распределения |
|
Металлургия и материаловедение | |
Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов | |
Проведены экспериментальные исследования комбинированной электроэрозионной прошивки отверстий малого диаметра с наложением внешних ультразвуковых колебаний Исследования проводятся путём сравнения времени прошивки отверстий, полученных при традиционной электроэрозионной обработке без наложения ультразвуковых колебаний, и отверстий, полученных при электроэрозионной обработке с наложением ультразвуковых колебаний и с учетом зависимости от схемы подачи рабочей жидкости, входных параметров электроэрозионной и ультразвуковой установок, материала электрода-инструмента и вида обрабатываемых деталей. Проведена обработка данных на основании результатов прошивки около 1670 отверстий различных диаметров электродов из латуни и вольфрама. Сравнительный анализ традиционной электроэрозионной обработки отверстий и электроэрозионной обработки с различными схемами наложения ультразвуковых колебаний позволил найти эффективную технологию, при которой непосредственное наложение ультразвука на электрод-инструмент, а также подача рабочей жидкости поливом в зону обработки способствуют наилучшему удалению продуктов эрозии из зоны обработки и повышают производительность процесса при сохранении точности позиционирования прошиваемых отверстий. Проведена оценка шероховатости поверхности отверстий, полученных методом электроэрозионной обработки с наложением ультразвуковых колебаний на электрод-инструмент и подачей рабочей жидкости поливом в зону обработки. Ключевые слова: внешнее ультразвуковое поле, оценка качества обработанной поверхности отверстий малого диаметра, графическая интерпретация численных значений |
|
Материаловедение | |
Осуществлен анализ применения супергидрофобных покрытий для борьбы с обледенением летательного аппарата. Разработаны супергидрофобные покрытия для алюминиевого сплава Д16 и исследованы механизмы их противообледенительного действия. Проведены испытания эффективности предотвращения образования или удаления льда в контролируемых условиях обледенения. Дан анализ возможности применения полученных супергидрофобных покрытий на конструкциях летательного аппарата. Ключевые слова: супергидрофобные покрытия, противообледенительная защита, безопасность полёта пассажирских самолётов |
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |