Авиационная и ракетно-космическая техника | |
Исследовано влияние различных вариантов геометрический компоновки несущего винта (НВ) на его аэродинамические характеристики на режимах вертикального снижения в области режимов «вихревого кольца». Рассмотрены 2-, 4- и 6-лопастные одиночные НВ, а также 6-лопастный (3 + 3) соосный НВ, имеющие одинаковое заполнение, диаметр винта, скорость вращения, крутку лопастей и набор аэродинамических профилей. Рассчитаны и проанализированы аэродинамические характеристики, формы вихревого следа и картины обтекания винта. Показано, что рассмотренные решения по оптимизации геометрической компоновки НВ, улучшающие аэродинамические характеристики на режиме висения, одновременно приводят к их ухудшению на режимах «вихревого кольца». Полученные результаты могут быть полезны при выборе параметров НВ вертолетов различных схем. Ключевые слова: несущий винт, количество лопастей, крутка лопастей, режимы «вихревого кольца», аэродинамические характеристики |
|
С целью улучшения обтекания и повышения несущих свойств компоновки проведена серия испытаний механизированной полумодели перспективного регионального самолета с ламинарным крылом и расположением двигателей на верхней поверхности задней части крыла. Исследовалась эффективность вихренегератора на фюзеляже и корневых вставок щитка Крюгера для уменьшения отрыва потока в корневой области крыла и повышения несущих свойств компоновки на взлетно-посадочных режимах. Показано, что применение этих устройств значительно улучшает взлетно-посадочные характеристики самолета. Наиболее эффективная корневая вставка щитка Крюгера уменьшает сопротивление и увеличивает Суmax компоновки на ΔСуmax=0,21. Приведены рекомендации по использованию данных устройств для улучшения обтекания крыла. Ключевые слова: самолет с ламинарным крылом, щиток Крюгера, вставка щитка Крюгера, вихрегенератор, отрыв в корневой области крыла |
|
Рассматриваются подходы к определению возмущенной тангенциальной скорости в произвольной точке в области вихревого следа. Такая задача возникает при определении аэродинамических характеристик самолета, попавшего в вихревой след, методом дискретных вихрей (МДВ), когда требуется определить возмущенные скорости в точке на поверхности самолета, в которой выполняется условие «непротекания» и в узловых точках вихревой пелены. Рассматриваются три способа интерполяции: линейная интерполяция с вычислением среднего значения возмущенной тангенциальной скорости в точке, близко расположенной к заданной; линейная интерполяция для определения дифференциала скорости; нелинейная интерполяция второго порядка. Раскрыты их достоинства, недостатки и предложены критерии, определяющие выбор той или иной интерполяции. Для каждого вида интерполяции предложены процедуры, представленные в виде алгоритмов, реализованные в алгоритме расчета аэродинамических характеристик самолета, попавшего в вихревой след, методом дискретных вихрей. Ключевые слова: аэродинамические характеристики самолета в вихревом следе, интерполяция возмущенных вихревым следом скоростей потока, метод дискретных вихрей |
|
Проведено численное моделирование обтекания плоского изолированного сверхзвукового воздухозаборного устройства (ВЗУ) потоком вязкого газа с использованием SST k—ω модели турбулентности. Геометрия и результаты экспериментальных исследований рассматриваемого ВЗУ взяты из работы [1]. Проведено сравнение положений скачков уплотнения в канале ВЗУ, полученных в расчете и в эксперименте. Также исследовано влияние дросселирования на поле течения в канале ВЗУ, а именно показана зависимость распределения статического давления по стенкам ВЗУ от величины противодавления, задаваемого на выходе из канала. Продемонстрирована разница между двумерным и трехмерным моделированием плоского ВЗУ. В трехмерном случае у стенки образуется угловой вихрь, который в близких к стенке сечениях существенно изменяет поле течения по сравнению с течением в плоскости симметрии ВЗУ. Выявлено влияние углового вихря на распределение поперечного статического давления по нижней стенке канала ВЗУ. Установлено, что полученные в расчете значения распределения статического давления по стенкам канала ВЗУ на всех исследуемых режимах с достаточно высокой степенью точности совпадают с экспериментальными данными. Ключевые слова: модель турбулентности, плоское воздухозаборное устройство, дросселирование ВЗУ, трехмерный отрыв, λ–образный скачок уплотнения, сверхзвуковое течение |
|
Исследуются внутренняя структура и поверхностный слой образцов, изготовленных по технологии послойного лазерного спекания. Показано, что качество поверхности влияет на возможность применения технологии селективного лазерного спекания при изготовлении моделей для испытаний в аэродинамических трубах. Утверждается, что исследование образца с помощью механического, лазерного или любого другого среза приводит к необратимому изменению его внутренней структуры. В статье предложен метод получения слоя, аналогичного срезу, но без нарушения внутренней структуры. Приведены результаты исследований методом микроскопии различных поверхностей образцов. Представлены результаты измерения шероховатости поверхности, а также общие выводы и практические рекомендации. Ключевые слова: лазерное спекание, SLS-принтер, 3D-печать, аэродинамические модели, аэродинамический эксперимент |
|
Исследуются внутренняя структура и поверхностный слой образцов, изготовленных по технологии послойного лазерного спекания. Показано, что качество поверхности влияет на возможность применения технологии селективного лазерного спекания при изготовлении моделей для испытаний в аэродинамических трубах. Утверждается, что исследование образца с помощью механического, лазерного или любого другого среза приводит к необратимому изменению его внутренней структуры. В статье предложен метод получения слоя, аналогичного срезу, но без нарушения внутренней структуры. Приведены результаты исследований методом микроскопии различных поверхностей образцов. Представлены результаты измерения шероховатости поверхности, а также общие выводы и практические рекомендации. Ключевые слова: моноуглеродный тормоз, система автономного руления, механизм поворота колес, антиюзовая автоматика, боковое капотирование, коэффициенты сцепления |
|
Описано согласование проектных характеристик полученных по уточненной трехмерной модели течения продуктов сгорания ракетного двигателя твердого топлива, входящего в состав разгонного блока, с характеристиками, полученными экспериментально, что является составной частью методологии организации и проведения испытаний. Проектирование программных изделий на основе разработанного метода позволяет в конечном итоге уменьшить количество летных испытаний и тем самым снизить стоимость разработки новых образцов. Ключевые слова: проектные параметры разгонного блока, расчет проектных параметров, расчет тяги для разгонного блока, оптимизация параметров разгонного блока |
|
Рассмотрены особенности компоновки малого разгонного блока на газообразных компонентах топлива. Целью работы является поиск новой компоновочной схемы с уменьшенным габаритом по продольной оси. В схеме вместо торобаллона используются баллоны с прямолинейной осью. С приенением геометрической модели проанализированы возможные схемы размещения основных компоновочных элементов — баллонов высокого давления. На основе проведенного анализа предложен рациональный вариант конструктивно-компоновочной схемы разгонного блока, в которой используются две пары цилиндрических баллонов со сферическими днищами. По сравнению с имеющимся вариантом, габарит новой схемы уменьшен на 40% по продольной оси. Уменьшенный на 20% объем баллонов может быть компенсирован увеличением давления заправки. Ключевые слова: малый разгонный блок, синтез компоновочной схемы, твердотельное геометрическое моделирование, компоновка баллонов высокого давления |
|
Рассмотрена необходимость внедрения модели «Мобильная технологическая платформа» в новой системе взаимоотношений между производителем и эксплуатантом в Индустрии 4.0, а именно Модели для быстрого развертывания производства изделий небольшой серийности, расположенного в непосредственной близости от места эксплуатации. Продуктами этой платформы являются как законченные изделия, спроектированные под быстро изменяющиеся условия применения (в первую очередь боевые условия) или быстроизменяющиеся запросы эксплуатанта, так и небольшая серия регулярных деталей для обслуживания и ремонта техники. Ключевые слова: мобильная технологическая платформа, индустрия 4.0, технологическое проектирование, летательный аппарат |
|
Изучается накопление повреждений в материале, состоящем из углеродных волокон, органопластиковых волокон и эпоксидной смолы, при малоцикловом нагружении. Рассмотрена задача консольного изгиба пластины с жестким нагружением свободного торца. Получены эффективные значения поперечного модуля упругости в зависимости от действующих напряжений. Ключевые слова: деградация свойств, накопление повреждений, слоистые композиты, трансверсальное растрескивание |
|
Особенность работы компрессоров газотурбинных двигателей авторотирующего двигателя заключается во вращении роторов лишь под действием скоростного напора набегающего потока при отсутствии подвода механической мощности от турбины [1]. Выполнено моделирование рабочего процесса компрессора низкого давления, а также определены частоты вращения ротора турбовентилятора при авторотации. Представлены результаты расчета характеристики компрессора по CFD-технологии на этих режимах в FlowVision 3.12.01 и NUMECA Fine Turbo 8.9.1. Ключевые слова: авторотация газотурбинных двигателей, осевой компрессор, напорная характеристика компрессора, турбинный режим работы компрессора, частота вращения ротора |
|
В дисках ГТД, изготавливаемых из гранулируемых никелевых сплавов, возможно наличие внутренних дефектов металлургического характера. При циклических нагрузках от данных дефектов возможен рост трещины в условиях вакуума. В работе представлены конструкция специальных образцов и методика определения скорости роста трещины усталости в вакууме для гранулируемых никелевых сплавов. Проведено сравнение результатов испытаний образцов на скорость роста трещины усталости в вакууме с результатами испытаний в воздушной среде по количеству испытательных циклов нагружения и по результатам предварительных фрактографических исследований поверхностей изломов образцов. Результаты испытаний показали существенное снижение скорости роста трещины усталости в вакууме. Ключевые слова: трещиностойкость дисков газотурбинного двигателя, скорость роста трещины усталости в вакууме, гранулируемый никелевый сплав ЭП741НП |
|
В рамках работ по модернизации двигателя СПД-70 проведены исследования характеристик инженерной модели ЕМ1 двигателя СПД-70М при работе на ксеноне и криптоне, в ходе которых определены поля рабочих параметров двигателя. В статье представлены результаты прямых и укороченных ресурсных испытаний при моделировании различных ресурсных наработок, а также испытаний по определению параметров плазменного потока рассматриваемого двигателя с различными конфигурациями выходной части разрядной камеры. Приведена оценка стабильности параметров конструкции инженерной модели ЕМ1 двигателя СПД-70M в процессе длительной работы, и дается прогноз ресурсных характеристик модели. Ключевые слова: стационарный плазменный двигатель, СПД-70М, ксенон, криптон, укороченные ресурсные испытания |
|
С помощью монодисперсной гетерогенной модели проведено решение задачи истечения двухфазного потока газокапельной структуры из цилиндрического отверстия с целью определения коэффициентов скорости и расхода фаз и поведения диспергированной струи. Решение данной проблемы позволяет использовать двухфазные газокапельные потоки для организации смесеобразования в камерах сгорания воздушно- реактивных двигателей. Полученная информация о коэффициенте скорости жидкой фазы, как показано в дополнительном одномерном расчете параметров, позволяет решать обратную задачу диспергирования двухфазного газокапельного потока. Ключевые слова: двухфазный газокапельный поток, моделирование, истечение из отверстия |
|
С использованием метода реверс-инжиниринга разработаны конструкции охлаждаемых лопаток высокотемпературных газовых турбин. Дано обоснование выбора конструктивных решений для интенсификации теплообмена в охлаждающих каналах лопатки. По результатам численных и экспериментальных исследований получены расходная характеристика лопатки и распределение температур металла лопатки в номинальном режиме работы турбины, что позволило сделать вывод о высокой эффективности разработанной теплогидравлической модели. Ключевые слова: реверс-инжиниринг охлаждаемых лопаток газотурбинных двигателей, циклонное охлаждение входной кромки, интенсификация теплообмена в охлаждаемых лопатках турбин, верификация теплогидравлических моделей охлаждаемых лопаток турбин |
|
Представлено сравнение кинетических механизмов химического взаимодействия продуктов термического разложения перхлората аммония Н.Е. Ермолина и Puduppakkam’a. Определены профили изменения температуры и компонентного состава газовой фазы у поверхности перхлората аммония в широком диапазоне давления в приближении проточного реактора средствами ANSYS Chemkin-Pro. Проведено сопоставление экспериментальных результатов и расчетных значений по составу устойчивых соединений и температуре пламени при давлении 0,6 атм. Представлен редуцированный механизм химических реакций в пламени перхлората аммония, полученный на основе кинетического механизма Puduppakkam’a. Ключевые слова: перхлорат аммония, механизмы химического взаимодействия продуктов термического разложения, проточный реактор, моделирование, продукты горения, профиль температуры пламени |
|
Рассмотрены одномерные методики определения теплового состояния и радиальных перемещений корпуса турбины газотурбинного двигателя (ГТД), которые могут быть использованы в составе математической модели системы активного управления радиальными зазорами (САУРЗ). Для интеграции в электронный регулятор двигателя данные методики должны удовлетворять требованиям по быстродействию и точности вычислений. Первая из рассмотренных методик — непосредственное измерение температуры корпуса турбины на двигателе, вторая — вычисление теплового состояния с помощью метода конечных разностей, третья — вычисление теплового состояния с помощью динамического определения постоянных времени. Результаты моделирования сопоставлены с моделями более высокого уровня и экспериментальными данными с полноразмерного двигателя. По результатам анализа определено, что для вычисления радиальных зазоров в масштабе реального времени пригодны первая и третья методики; вторая методика не удовлетворяет требованиям по точности вычислений. Ключевые слова: термомеханическая модель статора турбины, САУРЗ, радиальные зазоры в турбинах ГТД, тепловое состояние турбин ГТД, регулирование радиальных зазоров турбин ГТД |
|
Современные летательные аппараты (ЛА) используют в основном традиционные двигатели (поршневые и газотурбинные), эффективность эксплуатации которых на борту летательных аппаратов достаточно хорошо изучена [1]. Дальнейшее развитие авиации с точки зрения повышения экономической эффективности авиационных перевозок на традиционных маршрутах, использования авиации для новых видов авиационных работ и перевозок (например, городская аэромобильность), а также снижения экологической нагрузки авиации на окружающую среду может быть связано с применением на борту летательного аппарата гибридной силовой установки (ГСУ) [2]. Использование системы электродвижения на борту летательного аппарата, включающей в себя электродвигатели (ЭД), аккумуляторные батареи (АКБ), топливные ячейки, генераторы, системы управления ГСУ, тепловые двигатели и другие компоненты ГСУ, требует проведения комплексного исследования влияния ГСУ на интегральные параметры ЛА для определения типов ЛА, использование ГСУ на которых будет обосновано как с технической, так и с экономической точки зрения [3, 4]. Ключевые слова: гибридная силовая установка, гибридный двигатель, распределенная силовая установка, городская аэромобильность, проектирование летательного аппарата с гибридной силовой установкой |
|
Оптимизационный подход к начальной выставке платформенной инерциальной системы при воздействии шумов
Задача выведения космических ракет (КР) на целевую орбиту является чрезвычайно ответственной и сложной, поскольку для развертывания спутниковой группировки или осуществления исследовательской деятельности людей в космосе на борту космического аппарата необходима их точная доставка на заданную орбиту с учетом параметров орбиты, характерных для каждого конкретного запуска. Воздействие возмущающих факторов на этапе выведения отрицательно сказывается на навигации КР по спутниковым навигационным системам, они способствуют искажению и потере навигационного спутникового сигнала. В связи с этим необходимо осуществлять автономное выведение КР. Поскольку вывод происходит автономно в соответствии с показаниями инерциальных навигационных систем (ИНС), итоговая ошибка вывода будет отсчитываться от ошибки, обусловленной точностью начальной выставки. Более того, координаты запуска КР известны с геодезической точностью, а начальные скорости пренебрежимо малы. Следовательно, начальная ошибка будет сформирована ошибкой начальной ориентации инерциального измерительного блока, который включает в себя триаду акселерометров и гироскопов, относительно определенного географического базиса. Предложен принципиально новый подход построения алгоритма начальной выставки платформенной ИНС с целью повышения быстродействия и точности выставки. Проведено имитационное моделирование предложенного алгоритма, оценка быстродействия и точности при решении оптимизационной задачи, анализ влияния шумов инерциальных датчиков на быстродействие и точность выставки. Ключевые слова: начальная выставка гироплатформы, типовые шумы инерциальных датчиков, вариация Аллана, частотный спектр шумов, оптимизационный алгоритм начальной выставки |
|
На основе подробного анализа амплитудно-частотного состава акселерационных сигналов, возникающих в случае попадания пассажирского самолета в сваливание, роли ускорений в пилотировании и типов искажений ускорений, возникающих при полунатурном моделировании, сформулировано предположение о необходимом объеме акселерационной информации для моделирования на пилотажном стенде случаев сваливания пассажирского самолета. С целью подтверждения выдвинутого предположения разработана методика и проведены эксперименты с участием летчиков-испытателей на пилотажном стенде ЦАГИ с подвижной кабиной. Рассмотрены три варианта предоставляемого летчику объема акселерационной информации: неподвижный стенд, воспроизведение только бафтинга и воспроизведение акселерационной информации в полном объеме. На основе полученных данных и комментариев летчиков показано, что для моделирования этапа перед сваливанием наилучшим вариантом является воспроизведение акселерационной информации в полном объеме, включая воспроизведение бафтинга, для этапа после сваливания — воспроизведение только бафтинга в вертикальном и боковом каналах. Ключевые слова: полунатурное моделирование, пилотажный стенд, акселерационная информация, сваливание, бафтинг, система самолет–летчик, большие углы атаки |
|
Машиностроение и машиноведение | |
Приведены результаты экспериментальных исследований по спеканию в плазме искрового разряда высокоэнтропийных катодов-мишеней из порошковой композиции Al-Ti-Zr-V-Cr-Nb на установке KCE-FCT-H-HP-D25-SD (FCT, Германия), подтверждающие возможность их получения данным методом. Исследованы закономерности влияния технологических факторов процесса спекания (температура, давление прессования и время выдержки при достижении максимальной температуры, скорость нагрева) на свойства и структуру высокоэнтропийных катодов. Показано, что структура образцов, спеченных при более высоких температурах, характеризуется большей однородностью, однако при увеличении температуры спекания выше 1000 °С наблюдается незначительное снижение физико-механических свойств образцов катодов-мишеней. Представлен технологический процесс искрового плазменного спекания высокоэнтропийных катодов-мишеней, учитывающий специфические моменты, связанные с особенностями их последующего использования при нанесении композиционных функциональных покрытий вакуумными ионно-плазменными методами. Определены рациональные режимы искрового плазменного спекания высокоэнтропийных катодов-мишеней композиции системы Al20-Ti20-Zr15-V15-Cr15-Nb15 применительно к установке KCE-FCT-H-HP-D25-SD. Ключевые слова: высокоэнтропийные катоды, искровое плазменное спекание, функциональные покрытия, магнетронное распыление, вакуумное ионно-плазменное осаждение, порошковая композиция |
|
Представлены результаты экспериментальных исследований трибологических свойств инновационных композиционных нанострутурированных износостойких покрытий при высокоскоростном фрезеровании титановых сплавов ВТ3-1 и ВТ6, широко используемых в деталях и агрегатах современных авиационных двигателей и ракетно-космической техники. Результаты температурных и силовых испытаний при фрезеровании износостойкими покрытиями показали снижение температуры резания в среднем на 20%, а также уменьшение значения составляющих усилия резания на 25-30% с покрытием «nACRo3+TiB2» по сравнению с другими. В целом по результатам проведенных исследований установлено повышение эффективности высокоскоростного фрезерования титановых сплавов с современными инновационными композиционными наноструктурированными износостойкими покрытиями за счет увеличения периода стойкости режущего инструмента в два и более раза. Проведенная дополнительная экспресс-оценка показателей качества обработанной поверхности (шероховатость и наклеп обработанной поверхности) показала улучшение требуемых показателей качества обработанной поверхности, что важно при лезвийной обработке резанием элементов конструкции деталей (фланцы, диски, валы роторов компрессора и т.д.). Ключевые слова: износостойкие покрытия, двойные и тройные нитриды, адгезиомер, температурно-силовые условия резания, термо-ЭДС, ртутный токосъемник, составляющие усилия резания, износостойкость режущего инструмента |
|
Металлургия и материаловедение | |
Статья посвящена изучению формирования микроструктуры титанового сплава ВТ6 в процессе изготовления крыльчатки компрессора малоразмерного ГТД методом селективного лазерного сплавления. Исследования проводились на образцах, выращенных вертикально и горизонтально к платформе построения. Исследована микроструктура, проведены электронно-микроскопические и рентгеноспектральные исследования материала ВТ6. Определены механические свойства образцов после селективного лазерного сплавления. Проанализирован механизм разрушения образцов в процессе испытания на растяжение. Ключевые слова: титановый сплав, микроструктура, селективное лазерное сплавление, электронная микроскопия, фрактография, крыльчатка |
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |