Авиационная техника | |
Рассматривается решение задачи навигации высокоскоростного летательного аппарата (ЛА) на маршевом участ¬ке полета на основе глубокой интеграции данных бесплатформенной инерциалъной навигационной системы (БИНС), многоканального приемника глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), радиовысотомера и бортовой многоканальной системы наблюдения (МСН) с синтезированной апертурой. Приведены структура бортовой интегри¬рованной системы (БИС), математические модели измерений навигационных датчиков, алгоритм интеграции данных, а также результаты моделирования процесса навигационных определений для различных классов БИНС и в условиях воздействиях помех в канале ГНСС Ключевые слова: инерциальная навигация, спутниковая навигация, многоканальная система наблюдения, вы¬сокоскоростной летательный аппарат |
|
Предлагается методика выбора оптимального компоновочного решения из нескольких предлагаемых вариантов ис¬ходя из ранговой корреляция Кендэла. Оптимальный вариант выбирается не только исходя из достижения максималь¬ной плотности компоновки, но и с учетом доступности объектов, оцениваемой посредством корреляционной зависимо¬сти между параметрами ремонтопригодности, взаимозаменяемости, легкосъемности всех объектов, входящих в ком¬поновку. Приведенные результаты имеют важное значение при проектировании новых изделий в авиационной промышленности на начальных стадиях НИОКР. Ключевые слова: НИОКР, компоновка, доступность, ремонтопригодность, легкосъемность, взаимозаменяе¬мость, ранговая корреляция Кендэла. |
|
Применительно к болтовому соединению с радиальным натягом и последующей затяжкой рассматривается релак¬сация стяжки пакета при действии динамической переменной нагрузки. Эффективное повышение выносливости кон¬струкции достигается технологическим ударным воздействием при выполнении болтовых соединений. Ключевые слова: болт, затяжка гайки, стяжка пакета, проскальзывание, трение, усилие, динамическое воздей¬ствие, ударная нагрузка. |
|
Ракетная и космическая техника | |
Предложена модель динамики движения космического аппарата по посадочной поверхности. Корпус аппарата и элементы его посадочного устройства рассматриваются как структурно-сложная механическая система с внутрен¬ними связями. Получен алгоритм определения реакций этих связей. Выявлены ключевые параметры, влияющие на дина¬мику процесса, исследована безопасность посадки в рамках конкретных ограничений. Ключевые слова: космический аппарат, динамика посадки, механические связи, посадочная поверхность, ус¬тойчивость движения. |
|
Представлен анализ способов передвижения планетохода при пониженной гравитации. Разработана концепция средств перемещения космонавта, перевозки малогабаритных грузов, буксировки транспортных средств ограниченной массы. Раз-работана математическая модель передвижения аппарата, анализируются режимы движения планетохода. Показа¬ны энергетические преимущества прыжкового движения для определенного диапазона уровня гравитации и конструк¬тивное исполнение транспортного средства. Ключевые слова: планетоход, проектные параметры, режимы движения, условия пониженной гравитации. |
|
Двигатели и энергетические установки летательных аппаратов | |
На основе комплексного подхода рассматриваются вопросы применения компьютерных технологий и математического моделирования при проектировании электроприводов для имплантируемой системы вспомогательного кровообращения и профессионального электроинструмента, что позволяет увеличить точность расчетов, применить методы оптими¬зации и учесть разносторонние взаимосвязи привода и системы в целом Ключевые слова: математическое моделирование, вентильные и вентильно-индукторные двигатели, методы оптимизации, специализированный управляемый электропривод |
|
Исследуется движение электрона в неоднородном магнитном поле. Показано, что ветви траектории циклоидаль¬ного движения электрона поперек вектора магнитной индукции не симметричны относительно направления ее гради¬ента. Это позволяет уточнить направление градиентного дрейфа частицы. Показаны механизм переноса электронов поперек вектора магнитной индукции и связанные с ним эффекты, характеризующие динамику переноса. Ключевые слова: магнитная индукция, электрон, траектория, скорость дрейфа, энергия электрона, магнит¬ный момент. |
|
Машиностроение | |
Рассматривается задача обоснования нижних гарантированных значений характеристик прочности, надежности и долговечности деталей машин и элементов конструкций применительно к нормальному закону распределения. Использование существующих таблиц точных значений квантилей нецентрального распределения, так же как и математический расчет точных значений квантилей, связано с большой трудоемкостью вычислительных процедур. В настоящей работе разработаны алгоритм и программа расчёта точных значений квантилей. Полученная модель позволяет оперативно и с достаточной точностью вычислять значения квантилей нецентраль¬ного распределения Стьюдента, а следовательно, оперативно вычислять нижние доверительные границы характерис¬тик распределения прочности, надежности и долговечности элементов конструкций. Ключевые слова: характеристики прочности, надежности, долговечности; квантили распределения характери¬стики механических свойств; алгоритм расчета функции распределения характеристик прочности, надежности и долговечности |
|
Нанотехнологии | |
Рассматриваются вопросы применения аппарата дробно-дифференциальных уравнений для описания процессов ано-мальной диффузии. Представлены конечно-разностные методы повышенного порядка точности для численного реше¬ния уравнений аномальной диффузии, содержащих дробные производные по времени и пространству. Предложена мо¬дель случайного блуждания для данного класса задач. Показано хорошее согласование решений, полученных методом конечных разностей и методом Монте-Карло. Ключевые слова: дробно-дифференциальное исчисление; аномальная диффузия; дробная производная; фор¬мула Грюнвальда-Летникова; конечно-разностная схема; метод Рунге-Ромберга-Ричардсона; модель случай¬ного блуждания; метод Монте-Карло. |
|
Электроника, радиотехника и связь | |
Раскрывается принцип и алгоритм определения местоположения по сигналам локального радионавигационного поля в зоне действия сети подвижной радиосвязи, приводятся наиболее характерные погрешности, влияющие на точность определения местоположения. Ключевые слова: радиосвязь; подвижный; местоположение; GSM; UMTS; радионавигация; алгоритм; хендо-вер. |
|
Статья посвящена разработке нового алгоритма высокоточного определения относительных координат подвиж¬ных объектов по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем. Как показали проведенные автором исследо¬вания, существующие алгоритмы неэффективны при ухудшении навигационного поля - когда число видимых навигаци¬онных космических аппаратов-спутников (НКА) становится меньше четырех-пяти. В связи с указанным недостат¬ком, автором был разработан новый многоэтапный алгоритм. Как и предыдущие алгоритмы, разработанный алгоритм основан на использовании, наряду с измерениями неоднозначных первых/вторых разностей псевдофаз, однозначных при¬ращений этих разностей. Результаты, полученные путем имитационного моделирования и реального эксперимента, по¬казали, что новый алгоритм обладает следующими свойствами. Во-первых, средний интервал времени до принятия первого решения такой же, как и в известных ранее алгоритмах. Во-вторых, по точности новый алгоритм практически не уступает существующим. В-третьих, что самое главное, новый алгоритм позволяет вычислять оценки относитель¬ных координат подвижных объектов при меньшем числе видимых НКА. Ключевые слова: ГЛОНАСС, GPS, измерения приращений псевдофаз, определение относительных коорди¬нат, подвижные объекты. |
|
Изложен метод определения пространственных положений летательного аппарата (ЛА) на основе обработки его динамического двумерного изображения с одной камеры оптического диапазона. Ключевые слова: двумерное изображение, фотоприемная матрица, эталонный контур, пространственное по¬ложение. |
|
Прикладная математика, механика, физика | |
Предложено решение задачи оптимального управления дальностью полета летательного аппарата типа воздух-воздух при помощи генетических алгоритмов поиска условного глобального экстремума с бинарным и вещественным кодированием. Сформулированы техническая и математическая постановки задачи, предложен алгоритм решения по¬ставленной задачи, на основе которого создано соответствующее программное обеспечение. Приведено приближенное решение задачи оптимального управления летательным аппаратом и выполнено сравнение результатов, полученных с помощью этого алгоритма, и результатов, полученных другими методами, показывающее эффективность сформиро¬ванных алгоритмов. Ключевые слова: Genetic Algorithms, Binary Coding, Real Coding, Control System, Aircraft. |
|
Рассматривается оригинальный подход к исследованию динамического поведения цилиндрической оболочки, когда нельзя использовать для решения дифференциальных уравнений в частных производных условие ортогональности собственных форм колебаний оболочки. Ключевые слова: тонкая круговая анизотропная цилиндрическая оболочка, избыточное давление, постоянное ускорение, средняя скорость, собственные формы колебаний, коэффициент динамичности |
|
Экономика и менеджмент | |
Рассматриваются вопросы развития авиационных предприятий до уровня центров технологической компетенции. Формализация центров технологической компетенции возможна на основе единых технологий объектов авиационной техники. Единая технология объекта авиационной техники представляет собой совокупность объектов интеллекту¬альной собственности, предназначенную для использования при производстве конкретной продукции. Технологическая компетенция авиационного предприятия представляет собой совокупность единой технологии объекта авиационной техники, деловой репутации и человеческого потенциала авиационного предприятия. Ключевые слова: авиационное предприятие, центр технологической компетенции, единая технология объек¬та авиационной техники, деловая репутация |
|
Рассмотрена задача нахождения уровня риска на предприятии авиационно-промышленного комплекса (АПК). Для ее решения авторами предложен алгоритм формирования нечеткой системы, служащей для нахождения уровня риска по соответствующей шкале на основании лингвистических значений вероятности наступления рискового события, ве¬роятности изменения финансовых результатов деятельности предприятия после наступления рискового события и показателя относительного изменения финансовых результатов. На основе предложенного алгоритма сформирован комплекс программных средств. Приведены результаты моделирования, демонстрирующие эффективность созданного алгоритмического и программного обеспечения. Ключевые слова: уровень риска; нечеткая система; нечеткий вывод; лингвистические переменные; фаззифи-кация; дефаззификация |
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |