2012. Т. 19. № 3

Авиационная техника

Никитченко Ю. А.

Предлагаются зависимости для описания скольжения скорости и скачка температуры в широком интервале чисел Кнудсена. При конструировании функции распределения молекул в граничной точке использован феноменологический подход.

Ключевые слова: граничные условия, твердая поверхность, функция распределения.

Макаров А. Ф., Громов В. Ф., Дунаев В. В., Еремин М. В., Макаров П. А.

Экспериментально исследовано неоднозначное совместное влияние радиального натяга посадки и затяжки на выносливость болтового соединения при испытании на усталость. Определено влияние сил трения по стенке отверстия на число циклов до разрушения образцов и изменение характера разрушения соединения в зависимости от величины усилия обжатия соединения при сборке. Оценена возможность увеличения выносливости соединения при дополнительном обжатии пакета.

Ключевые слова: болтовое соединение, радиальный натяг, затяжка, осевое усилие стяжки, обжатие соединения, пластические деформации, совместное влияние на выносливость.

Ямпольский С. М., Головин В. Я., Рубинов В. И.

Рассматриваются вопросы повышения эффективности управления инженерно-авиационным обеспечением (ИАО) учебно-боевых действий авиационных частей за счет применения автоматизированного планирования. Рассмотрены модели функционирования существующей и перспективной системы для планирования мероприятий ИАО. Получены детальные временные показатели процесса планирования мероприятий ИАО для существующей и перспективной системы. Рассмотрен пример автоматизированной разработки плана мероприятий инженерно-авиационного обеспечения учебно-боевых действий авиационной части.

Ключевые слова: инженерно-авиационное обеспечение, инженерно-авиационная служба, модель функционирования, автоматизированное планирование, временные затраты.

Писаренко В. Н.

Рассматривается состояние безопасности полётов в гражданской авиации России; исследуются инновационные средства, применяемые на иностранных самолётах типа Airbus, предназначенные для оказания помощи экипажам воздушных судов по обеспечению безопасности полётов, и предлагаются мероприятия по управлению приемлемым уровнем безопасности полётов.

Ключевые слова: воздушное судно, MEL, компоненты воздушного судна, безопасность полётов, приемлемый уровень безопасности полётов, неисправность.

Долгов О. С., Куприков Н. М., Лякишев М. А.

Рассмотрен процесс формирования моментно-инерционной компоновки региональных пассажирских самолетов. Проанализировано влияние изменения моментно-инерционных характеристик на формирование облика самолета. Определены основные параметры силовой установки, топливных баков, целевой нагрузки и самолетных систем, оказывающие наибольшее влияние на моментно-инерционные характеристики всего самолета.

Ключевые слова: моменты инерции, компоновка, силовая установка, топливные баки, целевая нагрузка, системы самолета.

Ракетная и космическая техника

Усачов В. Е., Ежов А. С., Симонов А. В.

Рассматриваются методика и некоторые результаты оптимизации научно-исследовательской миссии в ближайшее околосолнечное пространство с использованием гравитационных маневров у планет и движителей малой тяги, в частности электрореактивных двигателей. Большое разнообразие вариантов миссии не позволяет искать решение поставленной задачи в рамках одного класса баллистических схем, реализуемых единым базовым космическим комплексом. Поэтому многокритериальную оптимизацию миссии предлагается проводить по двухуровневой схеме: сначала внутри каждого класса отдельно, а затем среди конкурентоспособных вариантов.

Ключевые слова: космический комплекс, межпланетная траектория, гравитационные маневры, электрореактивные двигатели, критерии оптимизации, функциональные ограничения, управления, составная динамическая система.

Бондарева Н. В., Коротеев А. А., Лебедев А. В., Шелудяков В. Д.

Обосновывается выбор сверхвысоковакуумных жидкостей, потенциально пригодных для использования в качестве рабочего тела бескаркасных систем отвода низкопотенциального тепла в космосе.

Ключевые слова: капельный холодильник-излучатель, рабочее тело, сверхвысоковакуумная жидкость, физико-химические свойства, радиационная стойкость.

Полтавец Г. А.

Предложено сложную систему описывать глобальной моделью, объединяющей три уровня комплекса локальных моделей объектов: координатор, активные и пассивные системы. Математически связь уровней описывается аппаратом теории множеств. Используется теория многоуровневых иерархических систем Месаровича. Но она значительно модернизирована. Осуществлён переход от анализа только эксплуатационного этапа (у Месаровича) к исследованию всего жизненного цикла большой технической системы.

Ключевые слова: системы (сложная, большая техническая, иерархическая, активные и пассивные); компоненты материи (масса, энергия, информация); декомпозиция (целевая, техническая, организационная); конструкторско-технологические решения; теория множеств; теория Месаровича; синергетика.

Горбатенко С. А.

Рассмотрено использование опубликованных теоретических результатов по обратным задачам динамики для построения законов управления аэростатическим классом летательных аппаратов. Статью следует рассматривать как естественное продолжение и развитие результатов, изложенных в [1, 2]. Показано, что такие особенности данного класса аппаратов, как существенная нелинейность модели движения и переменность характеристик аппарата, успешно учитываются методами обратных задач динамики.

Ключевые слова: уравнения движения, пассивный участок, вертикальная плоскость, статическая устойчивость, аналитические решения, угол атаки, угол тангажа.

Самойлов С. Ю.

Рассмотрены аберрации, влияющие на погрешность привязки космических снимков, и апробированная методика учета аберраций при привязке изображения аналитическим методом.

Ключевые слова: аберрации, привязка изображения, космический снимок, дисторсия.

Малышев В. В., Кабанов Д. С.

В статье показано, что алгоритм коррекции параметров структуры управления, полученной на основе решения задачи по принципу минимума, позволяет формировать оптимальную траекторию автоматического подводного аппарата (АПА) и устойчиво работает при изменении терминальных условий. Построена система стабилизации АПА, позволяющая определять угол отклонения рулей глубины, необходимый для удержания АПА на оптимальной траектории. Представлены результаты численных расчетов динамики АПА с использованием имитационной модели.

Ключевые слова: автоматический подводный аппарат, принцип минимума, прогнозирующая модель.

Жигастова О. К., Почукаев В. Н.

В статье рассмотрена методика автоматизированного построения плана полёта для околоземных автоматических космических аппаратов, а также методика проверки плана с использованием имитационной модели бортового комплекса управления. Показывается эффективность данной методики по сравнению с «ручным» способом планирования полёта.

Ключевые слова: космический аппарат, планирование полёта, план полёта, типовые и целевые фрагменты плана полёта.

Двигатели и энергетические установки летательных аппаратов

Фармаковская А. А., Штырлин А. Ф.

Представлены результаты экспериментального исследования физических и элекрохимических свойств рабочего тела коллоидного электроракетного двигателя, состоящего из концентрированного раствора йодида натрия в глицерине. Полученные экспериментальные данные могут быть использованы для расчета и анализа рабочих параметров двигателя.

Ключевые слова: рабочее тело, глицерин, йодид натрия, физические и электрохимические свойства, коллоидный электроракетный двигатель.

Макаров П. В.

Проведено экспериментальное исследование динамического поведения рабочего колеса (РК) 2-й ступени эксплуатируемого вентилятора в составе двигателя на стенде при различном опирании лопаток по бандажным полкам (б/п). На основании разработанных схем выполнена препарация объекта испытаний, смонтированы измерительные коммуникации и приборы для проведения эксперимента. Осуществлена диагностика колебаний лопаток в темпе эксперимента. Апробирован специально разработанный модуль автоматизированной обработки данных тензометрирования [1]. Отработаны методики диагностики флаттера лопаток вентилятора контактными и бесконтактными средствами измерения. Показано, что при наличии гарантированного зазора между всеми б/п лопаток более 2 мм РК 2-й ступени вентилятора подвержено флаттеру при увеличении частоты вращения ротора более 70% при испытаниях с атмосферными условиями на входе в двигатель.

Ключевые слова: флаттер, бандажная полка, лопатка, форма колебаний, сдвиг фаз, тензорезистор.

Машиностроение

Леонтьев М. К., Ланевский Т. М.

Представлена методика расчёта коэффициента интенсивности напряжений трещины в диске турбины высокого давления. Рассмотрены вопросы построения конечно-элементной сетки, связанные с необходимостью ограничения числа конечных элементов в расчётной модели. Проведено сравнение коэффициентов интенсивности напряжений для двух трещин, смоделированных в ступице диска в ТВД.

Ключевые слова: рост трещины, коэффициент интенсивности напряжений, j-интеграл, диск ТВД, метод конечных элементов.

Электроника, радиотехника и связь

Бердников А. В.

Предложен метод радиопеленгации, основанный на анализе формы сверхширокополосного (СШП) сигнала, излученного антеннами с большими размерами. Приведены результаты моделирования работы радиопеленгатора (РП) на СШП-сигналах.

Ключевые слова: сверхширокополосная система, радиопеленгация, форма сигнала, согласованный фильтр.

Управление, вычислительная техника и информатика

Кринецкий Е. О.

Разработка современных образцов авиационной и ракетно-космической техники за минимальные сроки и с минимальными затратами невозможна без привлечения современной вычислительной техники и IT-технологий, к которым относятся грид-технологии. Предлагается действующий прототип программного симулятора грид-инфраструктур, разработанный с помощью агентного подхода имитационного моделирования в среде AnyLogic 6.0. Симулятор обеспечивает инструментальную поддержку диспетчеризации и возможности проведения имитационных экспериментов с целью исследования поведения разнообразных архитектур метакомпьютинга при решении ресурсоемкий задач ракетно-космической отрасли.

Ключевые слова: грид, ресурсы, параллельные задания, диспетчеризация, имитационная модель, агенты, алгоритм обратного заполнения.

Прикладная математика, механика, физика

Чуркин В. М., Чуркина Т. Ю.

Рассматривается движение в вертикальной плоскости парашютной системы (ПС) с упруго подвешенным грузом. При записи уравнений движения груз моделируется материальной точкой, купол осесимметричным твердым телом, стропы двумя линейными невесомыми пружинами. Составляются упрощенные нелинейные уравнения возмущенного движения системы, в которых учитывается нелинейная зависимость нормальной составляющей аэродинамической силы купола парашюта от угла атаки. Методом гармонической линеаризации находятся выражения, определяющие границы областей устойчивости и основные параметры колебательных режимов, возникающих при движении системы.

Ключевые слова: парашютная система, упругие стропы, нелинейный анализ, гармоническая линеаризация, колебательные режимы, устойчивость, автоколебания.

Пантелеев А. В., Метлицкая Д. В.

Предложено решение задачи оптимального управления скоростью полета летательного аппарата типа воздух-воздух при помощи генетических алгоритмов поиска условного глобального экстремума с бинарным и вещественным кодированием. Сформулированы техническая и математическая постановки задачи, предложен алгоритм решения поставленной задачи, на основе которого создано соответствующее программное обеспечение. Приведено приближенное решение задачи оптимального управления летательным аппаратом, и выполнено сравнение результатов с другими методами, показывающее эффективность сформированных алгоритмов.

Ключевые слова: генетические алгоритмы, бинарное кодирование, вещественное кодирование, система управления, летательный аппарат.

Воробьев И. Н., Гришанина Т. В., Шклярчук Ф. Н.

Рассмотрена плоская задача нелинейных термоупругих колебаний спутника с упругим тонкостенным стержнем круглого поперечного сечения при солнечном нагреве с учетом влияния деформаций стержня на углы падения солнечных лучей и с учетом внешнего и внутреннего теплоизлучения. Для решения связанной нелинейной задачи использовался метод конечных элементов. Выполнены расчеты нелинейных термоупругих колебаний при нестационарном солнечном нагреве для штанги гравитационной стабилизации космического аппарата.

Ключевые слова: термоупругость, конечная деформация, нелинейная динамика, устойчивость, метод конечных элементов.

Рой Р. И., Куприков М. Ю., Ниженко А. А.

Рассмотрены особенности формообразования малых тел, находящихся на поверхности малозаметного фронтового самолета с учётом лимитных значений его ЭПР. Приведена оценка вклада такого рода тел в общую ЭПР самолёта.

Ключевые слова: радиолокационная заметность, лимитные значения, геометрическая форма, малые тела.

Фирсанов В. В., Чан Н. Д., Ле Ч. Х.

В рамках энергетически согласованной теории оболочек рассматривается открытая цилиндрическая оболочка под действием локальной нагрузки. Перемещения и компоненты напряженно-деформированной оболочки раскладывались в полиномиальные ряды по нормальной координате. Приводятся основные уравнения в перемещениях и краевые условия для различных вариантов крепления краев оболочки. Для решения уравнения применяется операционный метод, основанный на преобразовании Лапласа. В результате половина краевых условий задачи заранее удовлетворяется.

Ключевые слова: энергетически согласованная теория, условия согласованности, открытая цилиндрическая оболочка, краевые условия, преобразование Лапласа, локальная нагрузка

Экономика и менеджмент

Трошин А. Н., Марцинович А. К.

Рассмотрен вопрос экономической эффективности страхования предприятия авиационной промышленности, ее показатели. Представлен обзор возможных методов управления рисками. Проанализировано влияние комплексного страхования на стоимость предприятия.

Ключевые слова: авиационная промышленность, управление рисками, страхование, стоимость предприятия, конкурентоспособность, экономическая эффективность

Степанов В. Д.

Предлагается методика обоснования оптимального распределения средств на опытно-конструкторскую разработку авиационного комплекса (АК) в условиях ее недофинансирования. Методика основана на модели ОКР, учитывающей условно-логические ограничения завершенности и последовательности выполнения ее составных частей; позволяет обосновать оптимальное распределение средств между составными частями ОКР с использованием метода случайного поиска. Модель каждой составной части ОКР основывается на процедурах маржинального анализа, сопоставляющих условно-постоянные и условно-переменные расходы при выполнении работ

Ключевые слова: авиационный комплекс, опытно-конструкторская разработка, стоимость разработки, время разработки, оптимизация

Головина А. А.

Рассматриваются принципы и особенности системы обучения персонала на примере авиационной отрасли промышленности. Анализируется образовательный процесс, осуществляемый в условиях интеграции усилий предприятий отрасли и высших учебных заведений, обеспечивающих обучение на протяжении всей трудовой деятельности персонала от подготовки рабочих до подготовки кадров высшей квалификации. В основе построения интегрированной системы лежат модели компетенции работников отрасли, преобразуемые в образовательные компетентностные модели.

Ключевые слова: интегрированная система обучения, компетентностая модель, профессиональная компетенция.

Латышева В. В., Почестнев А. А.

Рассмотрены проблемы подготовки специалистов для предприятий авиационной промышленности, функции менеджмента предприятий по привлечению и адаптации молодых специалистов. Предложены меры, направленные на повышение качества подготовки специалистов в соответствии с задачами развития авиастроения, формирование системы стратегического управления персоналом на предприятиях.

Ключевые слова: авиационная промышленность, аэрокосмические вузы, качество подготовки специалистов, стратегическое управление персоналом на авиапредприятиях, мониторинг персонала, реформирование системы привлечения и адаптации персонала.

Киндинова В. В.

Представлена действующая версия прототипа имитационной модели операционных процессов складского комплекса авиазапчастей на этапе приемки, разработанная с использованием дискретно-событийного подхода в среде Anylogic6.0. Приведены и проанализированы результаты компьютерных экспериментов по оценке качества существующей технологии приемки. Исследованы возможности изменения процесса и повышения его эффективности.

Ключевые слова: имитационная модель, дискретно-событийный подход, пользовательская библиотека классов, складской комплекс, авиазапчасти, технологический процесс, грузопоток, зона приемки, вычислительные эксперименты

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024