Авиационная техника | |
Предлагаются зависимости для описания скольжения скорости и скачка температуры в широком интервале чисел Кнудсена. При конструировании функции распределения молекул в граничной точке использован феноменологический подход. Ключевые слова: граничные условия, твердая поверхность, функция распределения. |
|
Экспериментально исследовано неоднозначное совместное влияние радиального натяга посадки и затяжки на выносливость болтового соединения при испытании на усталость. Определено влияние сил трения по стенке отверстия на число циклов до разрушения образцов и изменение характера разрушения соединения в зависимости от величины усилия обжатия соединения при сборке. Оценена возможность увеличения выносливости соединения при дополнительном обжатии пакета. Ключевые слова: болтовое соединение, радиальный натяг, затяжка, осевое усилие стяжки, обжатие соединения, пластические деформации, совместное влияние на выносливость. |
|
Рассматриваются вопросы повышения эффективности управления инженерно-авиационным обеспечением (ИАО) учебно-боевых действий авиационных частей за счет применения автоматизированного планирования. Рассмотрены модели функционирования существующей и перспективной системы для планирования мероприятий ИАО. Получены детальные временные показатели процесса планирования мероприятий ИАО для существующей и перспективной системы. Рассмотрен пример автоматизированной разработки плана мероприятий инженерно-авиационного обеспечения учебно-боевых действий авиационной части. Ключевые слова: инженерно-авиационное обеспечение, инженерно-авиационная служба, модель функционирования, автоматизированное планирование, временные затраты. |
|
Рассматривается состояние безопасности полётов в гражданской авиации России; исследуются инновационные средства, применяемые на иностранных самолётах типа Airbus, предназначенные для оказания помощи экипажам воздушных судов по обеспечению безопасности полётов, и предлагаются мероприятия по управлению приемлемым уровнем безопасности полётов. Ключевые слова: воздушное судно, MEL, компоненты воздушного судна, безопасность полётов, приемлемый уровень безопасности полётов, неисправность. |
|
Рассмотрен процесс формирования моментно-инерционной компоновки региональных пассажирских самолетов. Проанализировано влияние изменения моментно-инерционных характеристик на формирование облика самолета. Определены основные параметры силовой установки, топливных баков, целевой нагрузки и самолетных систем, оказывающие наибольшее влияние на моментно-инерционные характеристики всего самолета. Ключевые слова: моменты инерции, компоновка, силовая установка, топливные баки, целевая нагрузка, системы самолета. |
|
Ракетная и космическая техника | |
Рассматриваются методика и некоторые результаты оптимизации научно-исследовательской миссии в ближайшее околосолнечное пространство с использованием гравитационных маневров у планет и движителей малой тяги, в частности электрореактивных двигателей. Большое разнообразие вариантов миссии не позволяет искать решение поставленной задачи в рамках одного класса баллистических схем, реализуемых единым базовым космическим комплексом. Поэтому многокритериальную оптимизацию миссии предлагается проводить по двухуровневой схеме: сначала внутри каждого класса отдельно, а затем среди конкурентоспособных вариантов. Ключевые слова: космический комплекс, межпланетная траектория, гравитационные маневры, электрореактивные двигатели, критерии оптимизации, функциональные ограничения, управления, составная динамическая система. |
|
Обосновывается выбор сверхвысоковакуумных жидкостей, потенциально пригодных для использования в качестве рабочего тела бескаркасных систем отвода низкопотенциального тепла в космосе. Ключевые слова: капельный холодильник-излучатель, рабочее тело, сверхвысоковакуумная жидкость, физико-химические свойства, радиационная стойкость. |
|
Предложено сложную систему описывать глобальной моделью, объединяющей три уровня комплекса локальных моделей объектов: координатор, активные и пассивные системы. Математически связь уровней описывается аппаратом теории множеств. Используется теория многоуровневых иерархических систем Месаровича. Но она значительно модернизирована. Осуществлён переход от анализа только эксплуатационного этапа (у Месаровича) к исследованию всего жизненного цикла большой технической системы. Ключевые слова: системы (сложная, большая техническая, иерархическая, активные и пассивные); компоненты материи (масса, энергия, информация); декомпозиция (целевая, техническая, организационная); конструкторско-технологические решения; теория множеств; теория Месаровича; синергетика. |
|
Рассмотрено использование опубликованных теоретических результатов по обратным задачам динамики для построения законов управления аэростатическим классом летательных аппаратов. Статью следует рассматривать как естественное продолжение и развитие результатов, изложенных в [1, 2]. Показано, что такие особенности данного класса аппаратов, как существенная нелинейность модели движения и переменность характеристик аппарата, успешно учитываются методами обратных задач динамики. Ключевые слова: уравнения движения, пассивный участок, вертикальная плоскость, статическая устойчивость, аналитические решения, угол атаки, угол тангажа. |
|
Рассмотрены аберрации, влияющие на погрешность привязки космических снимков, и апробированная методика учета аберраций при привязке изображения аналитическим методом. Ключевые слова: аберрации, привязка изображения, космический снимок, дисторсия. |
|
В статье показано, что алгоритм коррекции параметров структуры управления, полученной на основе решения задачи по принципу минимума, позволяет формировать оптимальную траекторию автоматического подводного аппарата (АПА) и устойчиво работает при изменении терминальных условий. Построена система стабилизации АПА, позволяющая определять угол отклонения рулей глубины, необходимый для удержания АПА на оптимальной траектории. Представлены результаты численных расчетов динамики АПА с использованием имитационной модели. Ключевые слова: автоматический подводный аппарат, принцип минимума, прогнозирующая модель. |
|
В статье рассмотрена методика автоматизированного построения плана полёта для околоземных автоматических космических аппаратов, а также методика проверки плана с использованием имитационной модели бортового комплекса управления. Показывается эффективность данной методики по сравнению с «ручным» способом планирования полёта. Ключевые слова: космический аппарат, планирование полёта, план полёта, типовые и целевые фрагменты плана полёта. |
|
Двигатели и энергетические установки летательных аппаратов | |
Представлены результаты экспериментального исследования физических и элекрохимических свойств рабочего тела коллоидного электроракетного двигателя, состоящего из концентрированного раствора йодида натрия в глицерине. Полученные экспериментальные данные могут быть использованы для расчета и анализа рабочих параметров двигателя. Ключевые слова: рабочее тело, глицерин, йодид натрия, физические и электрохимические свойства, коллоидный электроракетный двигатель. |
|
Проведено экспериментальное исследование динамического поведения рабочего колеса (РК) 2-й ступени эксплуатируемого вентилятора в составе двигателя на стенде при различном опирании лопаток по бандажным полкам (б/п). На основании разработанных схем выполнена препарация объекта испытаний, смонтированы измерительные коммуникации и приборы для проведения эксперимента. Осуществлена диагностика колебаний лопаток в темпе эксперимента. Апробирован специально разработанный модуль автоматизированной обработки данных тензометрирования [1]. Отработаны методики диагностики флаттера лопаток вентилятора контактными и бесконтактными средствами измерения. Показано, что при наличии гарантированного зазора между всеми б/п лопаток более 2 мм РК 2-й ступени вентилятора подвержено флаттеру при увеличении частоты вращения ротора более 70% при испытаниях с атмосферными условиями на входе в двигатель. Ключевые слова: флаттер, бандажная полка, лопатка, форма колебаний, сдвиг фаз, тензорезистор. |
|
Машиностроение | |
Представлена методика расчёта коэффициента интенсивности напряжений трещины в диске турбины высокого давления. Рассмотрены вопросы построения конечно-элементной сетки, связанные с необходимостью ограничения числа конечных элементов в расчётной модели. Проведено сравнение коэффициентов интенсивности напряжений для двух трещин, смоделированных в ступице диска в ТВД. Ключевые слова: рост трещины, коэффициент интенсивности напряжений, j-интеграл, диск ТВД, метод конечных элементов. |
|
Электроника, радиотехника и связь | |
Предложен метод радиопеленгации, основанный на анализе формы сверхширокополосного (СШП) сигнала, излученного антеннами с большими размерами. Приведены результаты моделирования работы радиопеленгатора (РП) на СШП-сигналах. Ключевые слова: сверхширокополосная система, радиопеленгация, форма сигнала, согласованный фильтр. |
|
Управление, вычислительная техника и информатика | |
Разработка современных образцов авиационной и ракетно-космической техники за минимальные сроки и с минимальными затратами невозможна без привлечения современной вычислительной техники и IT-технологий, к которым относятся грид-технологии. Предлагается действующий прототип программного симулятора грид-инфраструктур, разработанный с помощью агентного подхода имитационного моделирования в среде AnyLogic 6.0. Симулятор обеспечивает инструментальную поддержку диспетчеризации и возможности проведения имитационных экспериментов с целью исследования поведения разнообразных архитектур метакомпьютинга при решении ресурсоемкий задач ракетно-космической отрасли. Ключевые слова: грид, ресурсы, параллельные задания, диспетчеризация, имитационная модель, агенты, алгоритм обратного заполнения. |
|
Прикладная математика, механика, физика | |
Рассматривается движение в вертикальной плоскости парашютной системы (ПС) с упруго подвешенным грузом. При записи уравнений движения груз моделируется материальной точкой, купол осесимметричным твердым телом, стропы двумя линейными невесомыми пружинами. Составляются упрощенные нелинейные уравнения возмущенного движения системы, в которых учитывается нелинейная зависимость нормальной составляющей аэродинамической силы купола парашюта от угла атаки. Методом гармонической линеаризации находятся выражения, определяющие границы областей устойчивости и основные параметры колебательных режимов, возникающих при движении системы. Ключевые слова: парашютная система, упругие стропы, нелинейный анализ, гармоническая линеаризация, колебательные режимы, устойчивость, автоколебания. |
|
Предложено решение задачи оптимального управления скоростью полета летательного аппарата типа воздух-воздух при помощи генетических алгоритмов поиска условного глобального экстремума с бинарным и вещественным кодированием. Сформулированы техническая и математическая постановки задачи, предложен алгоритм решения поставленной задачи, на основе которого создано соответствующее программное обеспечение. Приведено приближенное решение задачи оптимального управления летательным аппаратом, и выполнено сравнение результатов с другими методами, показывающее эффективность сформированных алгоритмов. Ключевые слова: генетические алгоритмы, бинарное кодирование, вещественное кодирование, система управления, летательный аппарат. |
|
Рассмотрена плоская задача нелинейных термоупругих колебаний спутника с упругим тонкостенным стержнем круглого поперечного сечения при солнечном нагреве с учетом влияния деформаций стержня на углы падения солнечных лучей и с учетом внешнего и внутреннего теплоизлучения. Для решения связанной нелинейной задачи использовался метод конечных элементов. Выполнены расчеты нелинейных термоупругих колебаний при нестационарном солнечном нагреве для штанги гравитационной стабилизации космического аппарата. Ключевые слова: термоупругость, конечная деформация, нелинейная динамика, устойчивость, метод конечных элементов. |
|
Рассмотрены особенности формообразования малых тел, находящихся на поверхности малозаметного фронтового самолета с учётом лимитных значений его ЭПР. Приведена оценка вклада такого рода тел в общую ЭПР самолёта. Ключевые слова: радиолокационная заметность, лимитные значения, геометрическая форма, малые тела. |
|
В рамках энергетически согласованной теории оболочек рассматривается открытая цилиндрическая оболочка под действием локальной нагрузки. Перемещения и компоненты напряженно-деформированной оболочки раскладывались в полиномиальные ряды по нормальной координате. Приводятся основные уравнения в перемещениях и краевые условия для различных вариантов крепления краев оболочки. Для решения уравнения применяется операционный метод, основанный на преобразовании Лапласа. В результате половина краевых условий задачи заранее удовлетворяется. Ключевые слова: энергетически согласованная теория, условия согласованности, открытая цилиндрическая оболочка, краевые условия, преобразование Лапласа, локальная нагрузка |
|
Экономика и менеджмент | |
Рассмотрен вопрос экономической эффективности страхования предприятия авиационной промышленности, ее показатели. Представлен обзор возможных методов управления рисками. Проанализировано влияние комплексного страхования на стоимость предприятия. Ключевые слова: авиационная промышленность, управление рисками, страхование, стоимость предприятия, конкурентоспособность, экономическая эффективность |
|
Предлагается методика обоснования оптимального распределения средств на опытно-конструкторскую разработку авиационного комплекса (АК) в условиях ее недофинансирования. Методика основана на модели ОКР, учитывающей условно-логические ограничения завершенности и последовательности выполнения ее составных частей; позволяет обосновать оптимальное распределение средств между составными частями ОКР с использованием метода случайного поиска. Модель каждой составной части ОКР основывается на процедурах маржинального анализа, сопоставляющих условно-постоянные и условно-переменные расходы при выполнении работ Ключевые слова: авиационный комплекс, опытно-конструкторская разработка, стоимость разработки, время разработки, оптимизация |
|
Рассматриваются принципы и особенности системы обучения персонала на примере авиационной отрасли промышленности. Анализируется образовательный процесс, осуществляемый в условиях интеграции усилий предприятий отрасли и высших учебных заведений, обеспечивающих обучение на протяжении всей трудовой деятельности персонала от подготовки рабочих до подготовки кадров высшей квалификации. В основе построения интегрированной системы лежат модели компетенции работников отрасли, преобразуемые в образовательные компетентностные модели. Ключевые слова: интегрированная система обучения, компетентностая модель, профессиональная компетенция. |
|
Рассмотрены проблемы подготовки специалистов для предприятий авиационной промышленности, функции менеджмента предприятий по привлечению и адаптации молодых специалистов. Предложены меры, направленные на повышение качества подготовки специалистов в соответствии с задачами развития авиастроения, формирование системы стратегического управления персоналом на предприятиях. Ключевые слова: авиационная промышленность, аэрокосмические вузы, качество подготовки специалистов, стратегическое управление персоналом на авиапредприятиях, мониторинг персонала, реформирование системы привлечения и адаптации персонала. |
|
Представлена действующая версия прототипа имитационной модели операционных процессов складского комплекса авиазапчастей на этапе приемки, разработанная с использованием дискретно-событийного подхода в среде Anylogic6.0. Приведены и проанализированы результаты компьютерных экспериментов по оценке качества существующей технологии приемки. Исследованы возможности изменения процесса и повышения его эффективности. Ключевые слова: имитационная модель, дискретно-событийный подход, пользовательская библиотека классов, складской комплекс, авиазапчасти, технологический процесс, грузопоток, зона приемки, вычислительные эксперименты |
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |