Летательные аппараты | |
Управление взаимодействием пространственных отрывно-вихревых структур с несущими элементами самолета
Рассматриваются результаты экспериментальных исследований управления сложными отрывно-вихревыми течениями и аэродинамическими характеристиками несущих элементов: симметричных и несимметричных профилей, крыльев простой и сложной формы в плане, систем крыльев. Управление осуществлялось с помощью поперечных перегородок, установленных на профилях (верхней и нижней стороне) и крыльях, а также использования полезного взаимодействия вихревых структур системы крыльев. Исследования проведены в трех дозвуковых аэродинамических трубах МАИ при скоростях невозмущенного потока U∞= 38,2÷47 м/с и числах Рейнольдса Rer= 0,86×106 ÷ 2,2 ×106, вычисленных по характерной длине r = 1 м. Испытания отсеков крыльев с профилями проведены в диапазоне углов атаки 0...26°. Крылья и системы крыльев исследовались при углах атаки −4... + 45°. Найдено, что установка определенным образом перегородки приводит к формированию присоединенной к профилю замкнутой циркуляционной зоны с пониженным давлением и контролируемому отрыву потока. Эти явления способствуют увеличению подъемной силы профиля и могут стать эффективным средством управления их аэродинамическими характеристиками. Показано, что установка двух поперечных перегородок на верхней (подветренной) стороне консолей крыла позволяет сформировать на них управляемый отрыв потока с последующим присоединением. Это приводит к увеличению критического угла атаки, росту подъемной силы и снижению лобового сопротивления в области больших углов атаки. Установлена возможность использования эффектов взаимодействия вихревых структур в системах крыльев для повышения несущих свойств при больших углах атаки, снижения пульсаций давления на обтекаемой поверхности. Эти эффекты являются важным фактором снижения акустических нагрузок на элементы планера и понижения уровня тряски самолета. Ключевые слова: |
|
Получены расчетные соотношения для параметрического синтеза исполнительных механизмов (ИМ) гидравлических рулевых приводов ЛА с объемным регулированием скорости по критерию минимальной суммарной мощности элементов ИМ. Основой получения расчетных соотношений является теория предельных динамических возможностей следящих приводов. Рассмотрены произвольный и гармонический законы движения объекта управления. Учтены основные ограничения, имеющие место в энергетическом канале привода. Ключевые слова: |
|
Проблема создания крыла минимальной массы из композитных материалов остается актуальной до сих пор. Это связано с очень многими причинами. Например, определение типа крыла (кессонный с несущими панелями или каркасный с несущими лонжеронами) является задачей в общем случае неоднозначной, и как наиболее рационально распределить «конструкторский материал», часто заранее сказать нельзя. В статье рассмотрены некоторые особенности проектирования крыла минимальной массы из композитных материалов при допустимости потери устойчивости обшивки. Ключевые слова: |
|
Двигатели и энергетические установки летательных аппаратов | |
Рассматриваются вопросы диагностики технического состояния газотурбинных двигателей в составе наземных установок путем мониторинга их вибрационного состояния. Основные принципы и требования к проведению мониторинга, требования к соответствующим техническим и программным средствам рассматриваются на примере диагностического комплекса для газотурбинного двигателя газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц16, установленного в Тюменьтрансгазе. Приводятся данные проводившегося на протяжении нескольких лет мониторинга вибрационного состояния ГТД, которые убедительно доказывают эффективность его применения. Ключевые слова: |
|
Обосновывается актуальность применения вихревого насоса в топливных системах двигателей летательных аппаратов. Проведен анализ существующих представлений о течении жидкости в вихревом насосе и о механизме передачи энергии от рабочего колеса жидкости. Рассмотрена идеальная и реальная картина течения жидкости в каналах вихревого насоса. Предложена оригинальная теория течения жидкости в каналах вихревого насоса, а также физическая модель движения жидкости. Даны рекомендации по реконструированию вихревого насоса, способствующие улучшению его напорных и энергетических характеристик. Ключевые слова: |
|
В статье дается описание математической модели вибродиагностики степени износа подшипников скольжения ведущей и ведомой шестерен нагнетающего маслонасоса насоса ГТД. Для конкретного варианта приведены результаты численного анализа и выделены диагностические признаки. Ключевые слова: |
|
Технология и машиностроение | |
Рассмотрены особенности создания конструкций с применением КМ: выбор конструктивно-технологических решений, основные этапы создания конструкций и роль технологии в этом процессе, сущность технологических процессов одновременного создания материала и конструкции. Авторы учитывали, что читатели знакомы с основами проектирования и конструирования изделий из композиционных материалов. Ключевые слова: |
|
Информатика, кибернетика и управление | |
Корректировка динамических свойств объекта управления с использованием искусственных нейронных сетей
Рассматривается возможность использования искусственных нейронных сетей для решения ряда задач, связанных с управлением движением самолетов. Показано, что с помощью данного аппарата можно получить экономичное и эффективное представление нелинейной модели движения самолета как объекта управления. Такое представление используется затем для решения задачи корректировки динамических свойств самолета с привлечением эталонной модели, описывающей желаемый характер этих свойств. Сформулированная задача решается путем синтеза корректирующего контроллера, цель функционирования которого — минимизировать рассогласование между поведением управляемой системы (объект управления + корректирующий контроллер) и поведением эталонной модели. Полученные выводы подтверждаются результатами вычислительного моделирования, проводившегося для случая продольного короткопериодического движения самолета. Ключевые слова: |
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |