2001. Т. 8. № 2

Летательные аппараты

Парафесь С. Г.

Рассматривается задача структурно-параметрической оптимизации конструкции ЛА с учетом системы управления. Предлагается метод оптимизации, отличительной особенностью которого является использование эталона управляемой упругой динамической системы. Эталон представляет собой оптимальное распределение масс и жесткостей по агрегатам планера ЛА, скорректированное «в угоду» функциональным ограничениям, обусловленным взаимным влиянием конструкции и системы управления.

Ключевые слова:

Двигатели и энергетические установки летательных аппаратов

Демидов А. С.

Рассматривается возможность долгосрочного прогнозирования характеристик длительной прочности стали и чугуна. Перед проведением высокотемпературных испытаний до разрушения на срок от 500 до 2000 ч предлагается отбирать образцы по показателям внутреннего трения. Предполагается, что максимальную долговечность могут проявить образцы с минимальными логарифмическими декрементами колебаний и хрупким изломом.

Ключевые слова:

Захаров С. А., Гилевич Д. Д., Кульчихин В. Г., Гаранин И. В.

В статье приводятся результаты расчетно-конструкторских и проектных разработок по созданию технического проекта поршневого авиационного двигателя, в котором применяется бесшатунная кинематическая схема С.С. Баландина. Даны результаты расчетных оценок основных характеристик двигателя, приведен конструктивно-компоновочный чертеж общего вида двигателя, а также представлены результаты проработок, поясняющие некоторые специфические особенности выбранной схемы двигателя.

Ключевые слова:

Харин А. А., Яновский Л. С., Шевченко И. В.

Проведены исследования эффективности удаления коксоотложений в топливных коллекторах авиационных двигателей с помощью различных методом. Разработан и опробован на реальных объектах эффективный способ удаления отложений кокса посредством озонолиза. Установлено, что максимальный эффект очистки данным методом для всех типов отложений наблюдается при температуре газа 100°С.

Ключевые слова:

Технология и машиностроение

Максименко А. И.

Вибрации двигателей и энергетических установок оказывают отрицательное воздействие на весь спектр факторов, определяющих понятие качества изделия в целом. Контролировать уровень вибраций и управлять им можно, если определены источники их возникновения и условия, способствующие росту вибраций. Необходимо пересмотреть установившийся представления о балансировке как основном методе снижения уровня вибраций. Предлагаемый подход состоит в комплексном рассмотрении проблем изготовления, сборки и балансировки роторов с заданной целевой функцией, которой является снижение уровня вибраций изделия.

Ключевые слова:

Прикладная математика, механика, физика

Махров В. П.

Рассматриваются полученные автором теоретические решения задач формирования за осесимметричным телом кавитационного течения с отрицательными числами кавитации путем воздействия на это течение гидродинамической особенностью — кольцевым крылом (течение Лайтхилла-Шушпанова). Описан один из возможных методов решения проектной задачи выбора параметров крыльевой каверноформирующей системы для практической реализации такого течения.

Ключевые слова:

Данилин А. Н., Волков-Богородский Д. Б.

Показано, что при численном решении нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений второго порядка, где аргументом выступает длина интегральной кривой решения, возможно построение простых и эффективных неявных вычислительных процедур пошагового интегрирования без организации трудоемких итерационных процедур. Предложен неявный алгоритм численного интегрирования по схеме метода линейного ускорения с использованием простых итераций. Доказаны теоремы о существовании и единственности решения, а также об условиях сходимости итерационного процесса. Важной областью применения предложенной методологии является моделирование нелинейной динамики деформируемых систем. В качестве примера рассмотрена задача о существенно нелинейном динамическом деформировании упругого гибкого стержня, консольно закрепленного на одном конце и в начальном (статическом) состоянии свернутого в кольцо изгибающим моментом. Дана, конечно-элементная, формулировка задачи и получено ее решение с использованием процедуры наилучшей параметризации.

Ключевые слова:

Чуркин В. М.

Исследуется движение в вертикальной плоскости парашютно-тросовой системы (ПТС) типа «ветролет», составленной из двух парашютов, соединенных длинным упругим тросом. Описывается подход к решению линейных и нелинейных задач динамики ПТС, основанный на применении метода Биркгофа-Шлезингера-Тамаркина. При линейном анализе с помощью метода Биркгофа-Шлезингера-Тамаркина формируется асимптотическое представление частных решений линеаризованных уравнений движения троса. При анализе динамики ПТС в нелинейной постановке собственные формы колебаний троса, полученные методом Биркгофа-Шлезингера-Тамаркина, используются в качестве координатных функций метода Бубнова-Галеркина.

Ключевые слова:

Бондарев Б. В.

Из уравнения Линдблада, которое описывает случайный Марковский процесс, протекающий в открытой квантовой системе, получено кинетическое уравнение, описывающее эволюцию системы тождественных частиц.

Ключевые слова:

Радиотехника и электроника

Орлов М. С., Суслов Л. Л.

Рассматриваются математические зависимости для формирования зоны обзора и построения радиолокационных изображений земной поверхности, получаемых на борту носителя авиационных РЛС обзора Земли, которые позволяют считывать координаты обнаруженных неземных неподвижных объектов относительно носителя РЛС с высокой точностью.

Ключевые слова:

Самойленко М. В.

Предложено решение задачи оценивания параметров модели зависимости пространственной ориентации аэродинамического объекта от его траектории на основе критерия минимума среднего квадрата разности n последовательных оценок пространственной ориентации объекта, полученных с выходов двух каналов регистрации — радиолокационного и оптического. Минимизация проводится по искомым параметрам модели.

С учетом принципов функционирования каналов регистрации показана эквивалентность принятого вероятного критерия критерию минимума квадрата разности векторов оценок ориентации, полученных в каждом канале на n шагах оценивания.

Проведена линеаризация модели относительно ее параметров, что позволило использовать метод псевдообращения матриц для решения задачи. Получено математическое выражение оценок параметров модели и предложен алгоритм реализации оценивания. Полученный алгоритм — одношаговый, т.е. оценивание производится один раз по результатам, накопленных на n шагах измерений. После этого модель идентифицирована и может использоваться в различных задачах обработки локационной информации.

Ключевые слова:

Меркишин Г. В., Сливин И. В.

Анализируются возможные схемы фотоприемника, выполняющего точное измерение высоты над взлетно-посадочной полосой (ВПП) с целью выбора оптимального момента включения реверса двигателей. Рассматриваемая оптико-электронная система обеспечивает высокоточное измерение высоты, необходимое также для автоматизации процесса управления самолетом с вертикальным взлетом и посадкой (самолеты пятого поколения), а также вертолетом при посадке на палубу корабля в условиях бортовой и килевой качки. Рассматриваются различные варианты автоматической регулировки усиления и схем фотоприемников, проводится оценка уровня их шумов.

Ключевые слова:

Экономика

Предлагается методика оценки рентабельности деятельности авиакомпаний с учетом использования механизма лизинга авиатехники. Проводится подробный анализ затрат авиакомпании при выполнении конкретных рейсов, что позволяет оценить эффективность будущих инвестиций.

Ключевые слова:

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024