Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
Авторы
*, **, **, **Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, ЦИАМ, Авиамоторная ул., 2, Москва, 111116, Россия
*e-mail: yaezrokhi@ciam.ru
**e-mail: 30105@ciam.ru
Аннотация
Приведен анализ концепции распределенной силовой установки (РСУ) c механическим приводом вентиляторов для перспективного дальнемагистрального пассажирского самолета схемы «летающее крыло». Сформирована методика расчетных исследований, направленная на обеспечение более глубокой интеграции силовой установки и летательного аппарата и повышение ее топливной эффективности. Для оценки влияния условий на входе в каждый из вентиляторных модулей выполнено уточнение разработанной ранее математической модели (ММ) распределенной силовой установки. Сделанное уточнение ММ позволило осуществлять независимый выбор параметров, размерности и передаточных чисел редуктора для привода вентиляторных модулей РСУ, а также проводить независимое регулирование выходных устройств этих модулей. Получены возможные варианты рациональных параметров РСУ, выбранные при различном уровне потерь полного давления на входе в каждый из вентиляторных модулей. Проведена также оценка влияния неравномерности полного давления на входе в каждый из вентиляторных модулей. По результатам параметрических расчетов сделан предварительный анализ влияния условий на входе в вентиляторные модули РСУ на выбираемые массогабаритные данные двигателя и его экономич ность.
Ключевые слова
турбореактивный двухконтурный двигатель, перспективный дальнемагистральный самолет, газогенератор турбореактивного двухконтурного двигателя, вентиляторный модуль, проектирование турбореактивного двухконтурного двигателя, распределенная силовая установкаБиблиографический список
-
Tong M.T., Jones S.M., Haller W.J., Handschuh R.F. Engine Conceptual Design Studies for a Hybrid Wing Body Aircraft // ASME Turbo Expo 2009: Power for Land, Sea, and Air (Orlando, Florida, USA, June 8-12, 2009). 2009, 9 p. DOI: 10.1115/GT2009-59568
-
Greitzer E.M. Some Aerodynamic Problems of Aircraft Engines: Fifty Years After -The 2007 IGTI Scholar Lecture // Journal of Turbomachinery. 2009. No. 131(3), 13 p. DOI:10.1115/1.2992515
-
Plas A.P., Sargeant M.A., Madani V., Crichton D., Greitzer E.M., Hynes T.P., Hall C.A. Performance of a Boundary Layer Ingesting (BLI) Propulsion System // 45th AIAA Aerospace Sciences Meeting and Exhibit (8-11 January 2007, Reno, Nevada), 21 p. DOI: 10.2514/6.2007-450
-
Болсуновский А.Л., Бузоверя Н.П., Гуревич Б.И. и др. Особенности концепции пассажирского самолета в схеме «летающее крыло» // Проблемы создания перспективной авиационно-космической техники. – М.: Физматлит, 2005. С. 262-273.
-
Эзрохи Ю.А., Каленский С.М., Морзеева Т.А., Рябов П.А., Исянов А.М. Определение рационального схемно-технического облика силовых установок распределенных и гибридных схем для перспективных пассажирских самолетов // Основные результаты научно-технической деятельности ЦИАМ-2016 / Под общ. ред. В.И. Бабкина, А.И. Ланшина, М.Я. Иванова. – М.: ЦИАМ, 2016. С. 51-54.
-
Цховребов М.М., Худяков Е.И., Полев А.С. и др. Обоснование целесообразного роста параметров рабочего процесса авиационных ГТД с учетом повышения требований к ресурсу и эмиссионным характеристикам двигателей // Основные результаты научно-технической деятельности ЦИАМ (2010-2014 гг.) / Под общ. ред. В.И. Бабкина, В.А. Скибина, М.Я. Иванова. М.: ЦИАМ, 2015. С. 56-65.
-
Ланшин А.И., Полев А.С. Концепция ТРДД нового поколения для магистральных самолетов // АвиаСоюз. 2013. № 6 (48). С. 52-54.
-
Карасев Д.А., Арутюнов А.Г., Загордан А.А. К вопросу создания магистральных транспортных самолетов с электрическими силовыми установками // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т.22. № 1. С. 132-139.
-
Скибин В.А., Солонин В.И., Палкин В.А. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний в обеспечение создания перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) / Под общ. ред. В.А. Скибина и В.И. Солонина. – М.: ЦИАМ, 2010. – 672 с.
-
Lord W.K., Suciu G.L., Hasel K.L., Chandler J.M. Engine Architecture for High Efficiency at Small Core Size // 53rd AIAA Aerospace Sciences Meeting (2015, Kissimmee, Florida). DOI: 10.2514/6.2015-0071
-
Эзрохи Ю.А., Каленский С.М., Морзеева Т.А., Хорева Е.А. Учет влияния пограничного слоя на входе в вентиляторы при интеграции распределенной силовой установки и летательного аппарата// Вестник Московского авиационного института. 2018. Т.25. № 1. С. 57-66.
-
Гуляев В.В., Заляев Р.Р., Икрянников Е.Д., Карпенко В.В., Смелер Ю.В. Результаты исследований аэродинамических характеристик летательного аппарата, выполненного по схеме «летающее крыло» // Научный вестник МГТУ ГА. 2006. № 97. С. 22-26.
-
Луковников А.В., Полев А.С., Исянов А.М., Селиванов О.Д. и др. Сравнительная оценка различных типов силовых установок перспективного дальнемагистрального ЛА // Полет. 2014. Т. 6. № 6. С. 29-34.
-
Шляхтенко С.М., Сосунов В.А., Деменченок В.П. и др. Теория двухконтурных турбореактивных двигателей / Под ред. С.М. Шляхтенко, В.А. Сосунова. – М.: Машиностроение, 1979. – 432 с.
-
Горюнов А.И., Горюнов И.М. Учет влияния неравномерности параметров рабочего тела на характеристики узлов ГТД и ЭУ// Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2010. Т. 14. № 3(38). С. 57-61.
-
Кулагин В.В., Бочкарев С.К., Горюнов И.М. и др. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник / Под общ. ред. В.В. Кулагина. – М.: Машиностроение, 2005. Кн. 3. – 464 с.
-
Краснов С.Е. Устойчивость авиационных ГТД (опыт математического моделирования) // Техника воздушного флота. 2016. № 2-3. 86 с.
-
Хорева Е.А., Эзрохи Ю.А. Ординарные математические модели в задачах расчета параметров авиационных ГТД // Аэрокосмический научный журнал. 2017. Т. 3. № 1. URL: http://aerospace.elpub.ru/jour/issue/view/15
-
Эзрохи Ю.А., Хорева Е.А. Применение методов математического моделирования для оценки влияния неоднородности входного потока на параметры и характеристики авиационного ГТД // Аэрокосмический научный журнал. 2017. Т. 3. № 3. С. 1-19. URL: http://aerospace.elpub.ru/jour/issue/view/19
-
Эзрохи Ю.А., Хорева Е.А., Кизеев И.С. Определение тяги авиационного газотурбинного двигателя со смешением потока в полете при условии неравномерности полного давления на входе в двигатель//Вестник Московского авиационного института. 2017. Т.24. № 4. С. 46-51.
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |