Влияние расположения воздухозаборников летательных аппаратов на интенсивность вихреобразования

Авиационная и ракетно-космическая техника

Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов

2018. Т. 25. № 4. С. 110-119.

Авторы

Панов С. Ю., Ковалев А. В., Айсин А. К.*, Ачекин А. А.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия

*e-mail: aisin_alex@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты экспериментальных исследований на модели изолированного воздухозаборника со скосом для различных высот. Проведена оценка вероятности попадания посторонних предметов в воздухозаборник летательного аппарата, и предложен способ защиты.

Ключевые слова

экспериментальные исследования, вихрь, интенсивность вихреобразования, воздухозаборник, газотурбинный двигатель, способ защиты, попадание посторонних предметов

Библиографический список

  1. Евдокимов А.И., Нескоромный Е.В., Марков Д.С. Экспериментальная установка для проведения специальных испытаний по оценке повреждаемости элементов авиационных силовых установок посторонними предметами // Насосы. Турбины. Системы. 2017. № 4(25). С. 35-42.

  2. Леонтьев М.К., Берне А.Л. Обеспечение динамической прочности лопаток авиационных газотурбинных двигателей: принципы и практика // Вестник Московского авиационного института. 1998. Т. 5. № 2. С. 26-32.

  3. Fulton G.B. Design and qualification of foreign object damage resistant turbofan blades // AIAA/SAE 11th Propulsion Conference, Anaheim, Sept. 1975. Paper № 75-1313.

  4. Голубев В.А., Котович А.В. Экспериментальное исследование моделей выходных устройств ВРД с реверсом тяги // Вестник Московского авиационного института. 1994. Т. 1. № 1. С. 20-27.

  5. Рябов А.А., Романов В.И., Куканов С.С., Шмотин Ю.Н., Чупин П.В. Динамическое деформирование консольной пластины при ударе // Вестник Московского авиационного института. 2011. Т. 18. № 3. С. 266-273.

  6. Беседов Н.П. О подбрасывании предметов вихрем, образующимся под воздухозаборником // Ученые записки ЦАГИ. 1975. Т. 6. № 3. С. 99-104.

  7. Биксаев А.Ш., Сенюшкин Н.С., Калимуллин Р.Р., Белобровина М.В. Методы защиты авиационных ГТД от вредных воздействий окружающей среды в эксплуатации // Технические науки: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2013). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 54-56. URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/87/4187/

  8. Комов А.А., Юрин С.П. Уровень защищенности авиационных двигателей отечественных воздушных судов от повреждений посторонними предметами // Научный вестник ГосНИИГА. 2014. № 4. С. 42-48.

  9. Комов А.А. Теоретические основы и технические решения для защиты авиационных двигателей от попадания твердых посторонних предметов с поверхности аэродрома: Дис. докт. техн. наук. – М., 2005. – 400 с.

  10. Комов А.А. Защищенность двигателей от твердых посторонних предметов, забрасываемых колесами шасси // XII Всероссийская научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского»: сборник докладов. М.: Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, 2015. С. 132-133.

  11. Пахомов С.В., Сафарбаков A.M. Методы и средства защиты газотурбинных двигателей воздушных судов от попадания посторонних предметов. – Ч. 2. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 156 с.

  12. Colehour J.L., Farquhar B.W. Inlet Vortex // Journal of Aircraft. 1971. Vol. 8. No. 1, pp. 39-43. DOI: 10.2514/3.44224

  13. Cernoch L., Kachler H.B. Damage-tolerant fan blade design. – AIAA Paper № 79-1119.

  14. Кизим В.Я., Комов А.А. Методы экспериментального исследования вихревых течений между воздухозаборниками и поверхностью аэродрома на натурных самолетах // Проблема защиты ГТД от повреждений посторонними предметами: Сб. докладов всесоюзной научно-технической конференции. Жуковский: ЛИИ им. М.М. Громова, 1978. С. 32-33.

  15. Комов А.А. Расчетные исследования влияния компоновки силовой установки на самолете на вихревое течение // Конструкция и системы управления ГТД: Сб. научно-методических материалов. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2001. С. 35-49.

  16. Комов А.А. Расчетные исследования влияния компоновки силовой установки на самолете на вихревое течение // Научный вестник МГТУГА. 2005. № 90. С. 123-128.

  17. Слободкина Ф.А., Малинин В.В. Исследование методами математического моделирования обтекания мотогондолы авиадвигателя при взлете с аэродрома // Двигатель. 2009. № 3(63). С. 4-7.

  18. 18. Launder B.E. and Spalding D.B.B. The Numerical Computation of Turbulent Flows // Computer Methods in Applied Mechanics and Engineering. 1974. Vol. 3. Issue 2, pp. 269-289. DOI: 10.1016/0045-7825(74)90029-2

  19. Комов А.А., Евдокимов А.И. Расчетные и модельные исследования влияния компоновки силовой установки самолета на вихреобразование // Международный авиационно-космический салон (Жуковский, 14-19 авг. 2001): Сб. докладов. М.: Издат. Дом «РА Интервестник», 2001. С. 85-89.

  20. Слободкина Ф.А., Малинин В.В. Вихреобразование в несимметричном газодинамическом потоке и движение твердых частиц в поле течения // Авиационно-космическая техника и технология. 2006. № 10(36).



Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024