Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2019-4-123-133
Авторы
*, **Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, ЦИАМ, Авиамоторная ул., 2, Москва, 111116, Россия
*e-mail: yaezrokhi@ciam.ru
**e-mail: pavelk@ciam.ru
Аннотация
Представлены общие подходы к математическому моделированию рабочего процесса в авиационном газотурбинном двигателе (ГТД), работающем в условиях обледенения элементов его проточной части. Рассмотрена поузловая математическая модель двигателя, в которой параметры, определяющие режим работы каждого узла, представляют собой совокупность независимых переменных. Значения этих переменных вычисляются в результате решения системы нелинейных уравнений, определяющих условия совместной работы узлов в системе двигателя и законы его регулирования. На примере анализа результатов испытаний ТРДД компании Honeywell ALF502R, проведенных в условиях обледенения ледяными кристаллами в Лаборатории реактивных двигателей Исследовательского центра NASA, продемонстрированы возможности разработанной математической модели. Показано хорошее совпадение расчетных и экспериментальных результатов, что свидетельствует о принципиально обоснованных подходах к моделированию рабочего процесса в авиационном газотурбинном двигателя в условиях обледенения.
Ключевые слова
математическое моделирование, газотурбинный двигатель, обледенение, характеристика двигателяБиблиографический список
-
Трунов О.К. Обледенение самолетов и средства борьбы с ним. – М.: Машиностроение, 1965. – 247 с.
-
Мещерякова Т.П. Проектирование систем защиты самолетов и вертолетов. – М.: Машиностроение, 1977. – 239 с.
-
Шакина Н.П., Горлач И.А., Скриптунова Е.Н., Комасько Н.И. Обледенение двигателей самолета в кристаллических облаках: анализ случая // Метеорология и гидрология. 2014. № 2. С. 85-91.
-
Демидов А.И., Шишелова Т.И. Проблема обледенения летательных аппаратов и применяемые методы борьбы с ней // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-2. С. 88–89. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5897
-
Шевяков В.И. К вопросу обеспечения безопасности полетов в условиях обледенения // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. № 172. С. 148-152.
-
Антонов А.Н., Аксенов Н.К., Горячев А.В., Чиванов С.В. Основы расчета, конструирования и испытаний противообледенительных систем авиационных газотурбинных двигателей. – М.: ЦИАМ им. П.И. Баранова, 2001. – 267 с.
-
Иванова А.Р. Обледенение двигателей самолетов в ледяных кристаллах: пути решения проблемы // Гидрометеорологические исследования и прогнозы. 2018. № 2(368). С. 95–109.
-
Каджардузов П.А., Эзрохи Ю.А. Влияние обледенения на характеристики двухконтурных ГТД в условиях ледяных кристаллов // Авиационные двигатели. 2019. № 1(2). С. 75-81.
-
Jorgenson P.C., Veres J.P., Jones S.M. Modeling the Deterioration of Engine and Low Pressure Compressor Performance During a Rollback Event due to Ice Accretion // 50th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference. AIAA-2014-3842. DOI: 10.2514/6.2014-3842
-
Goodwin R.V., Fuleki D.M. Turbofan Ice Crystal Rollback Investigation and Preparations Leading to the Second, Heavily Instrumented, Ice Crystal Engine Test at NASA PSL-3 test Facility // 8th AIAA Atmospheric and Space Environments Conference. AIAA-2016- 3892. DOI: 10.2514/6.2016-3892
-
Veres J.P., Jorgenson P.C.E., Jones S.M., Nili S. Modeling of a Turbofan Engine with Ice Crystal Ingestion in the NASA Propulsion System Laboratory // ASME Turbo Expo 2017: Turbomachinery Technical Conference and Exposition. GT2017-63202. 8 p. DOI: 10.1115/GT2017-63202
-
Кашеваров A.B., Стасенко А.Л. Моделирование нарастания льда на поверхности крылового профиля в потоке воздуха, содержащем частицы льда // Прикладная механика и техническая физика. 2018. Т. 59. № 4(350). С. 80-88. DOI: 10.15372/PMTF20180410
-
Приходько А.А., Алексеенко С.В. Обледенение аэродинамических поверхностей: моделирование воздушно-капельного потока // Авиационно-космическая техника и технология. 2013. № 4(101). C. 59– 67.
-
Norde E, van der Weide E.T.A., Hoeijmakers H.W.M. Eulerian method for ice crystal icing // AIAA Journal. 2018. Vol. 56. No. 1, pp. 222-234. DOI: 10.2514/1.J056184
-
Беркович А.Л. Исследование движения жидкой фазы в проточной части осевого компрессора // Известия высших учебных заведений. Энергетика. 1987. № 9. С. 23-32.
-
Эзрохи Ю.А. Моделирование двигателя и его узлов // Машиностроение. Энциклопедия. Т. IV-21: Самолёты и вертолёты. Кн.3: Авиационные двигатели. – М.: Машиностроение, 2010. С. 341-353.
-
Шляхтенко С.М., Сосунов В.А. (ред.) Теория двухконтурных турбореактивных двигателей. – М.: Машиностроение, 1979. – 431 с.
-
Гуревич О.С., Гольберг Ф.Д., Петухов А.А., Зуев С.А. Применение программного обеспечения «Виртуальный двигатель» в системах охлаждения узлов газотурбинного двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 3. С. 83–94.
-
Эзрохи Ю.А. Моделирование и исследование влияния впрыска испаряющейся жидкости в проточную часть ГТД на его характеристики // Вопросы авиационной науки и техники. Сер. Авиационное двигателестроение: научно-технический сборник. 1991. № 3. С.21-36.
-
Эзрохи Ю.А. Математическое моделирование авиационных ГТД с повенцовым описанием лопаточных машин в системе двигателя // Вопросы авиационной науки и техники. Сер. Авиационное двигателестроение: научно-технический сборник. 1995. № 1. С. 28-51.
-
Veres J.P., Jorgenson P.C.E., Jones S.M. Modeling of Highly Instrumented Ho^^ell Turbofan Engine Tested with Ice Crystal Ingestion in the NASA Propulsion System Laboratory // 8th AIAA Atmospheric and Space Environments Conference. AIAA-2016-3895. DOI: 10.2514/6.2016-3895
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |