Многорежимная идентификация получения адекватной модели газотурбинного двигателя для диагностики по термогазодинамическим параметрам

Авиационная и ракетно-космическая техника

Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов

2020. Т. 27. № 1. С. 133-143.

DOI: 10.34759/vst-2020-1-133-143

Авторы

Ахмед Х. С.*, Осипов Б. М.**

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ, ул. Карла Маркса, 10, Казань, 420111, Россия

*e-mail: hersh_ise19@mail.ru
**e-mail: obm0099@yandex.ru

Аннотация

При контроле и диагностике состояния газотурбинных двигателей (ГТД) по термогазодинамическим параметрам используются адекватные математические модели этих двигателей. Применяются диагностические методы, основанные на специальной обработке и анализе значений термогазодинамических и иных параметров, измеряемых на работающем ГТД [2] и полученных с помощью математической модели.

Ключевые слова:

авиационный ГТД, техническая диагностика, термодинамический параметр, математическая модель, многорежимная идентификация, диагностика ГТД

Библиографический список

  1. Цховребов М.М., Эзрохи А.Ю., Дрыгин А.С. Приме­нение идентифицированной математической моде­ли газотурбинного двигателя для анализа резуль­татов испытаний // Авиационные двигатели и си­ловые установки: Сборник статей. М.: ТОРУС ПРЕСС, 2010. С. 153-159.

  2. Кеба И.В. Диагностика авиационных газотурбин­ных двигателей. – М.: Транспорт, 1980. – 248 с.

  3. Кофман В.М. Метод параметрической идентифика­ции математических моделей ГТД на установив­шихся режимах работы // Вестник УГАТУ. 2009. Т. 13. № 1(34). С. 57-65.

  4. Ахмедзянов А.М., Дубравский Н.Г., Тунаков А.П. Диагностика состояния ВРД по термогазодинами­ческим параметрам. – М.: Машиностроение, 1983. 206 с.

  5. Васильев В.И. Автоматический контроль и диагно­стика систем управления силовыми установками летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1989. – 240 с.

  6. Епифанов С.В., Кузнецов Б.И., Богаенко И.Н. и др. Синтез систем управления и диагностирования газотурбинных двигателей. — Киев: Техника, 1998. 312 с.

  7. Шепель В.Т., Кузьменко М.Л., Сарычев С.В. и др. Надежность, диагностика, контроль авиационных двигателей. – Рыбинск: РГАТА, 2001. – 350 с.

  8. Jianguo S., Vasilyev V.I., Ilyasov B.G. (eds.) Advanced Multivariable Control Systems of Aeroengines. – Beijing, China: BUAA Press, 2005. – 621 p.

  9. ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контро­лепригодность. Общие требования. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 10 с.

  10. Зубко А.И. Перспективный комплекс виброакусти­ческой диагностики подшипниковых опор авиаци­онных газотурбинных двигателей // Вестник Мос­ковского авиационного института. 2016. Т. 23. № 1. С. 47-55.

  11. Князева В.В., Чубаров О.Ю., Неретин Е.С. Методика диагностики неисправных состояний на базе изме­рений контролируемых параметров при огневых испытаниях // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 5. С. 106-115.

  12. Коломейцев А.И., Мартиросов Д.С. Методы функ­циональной диагностики двигателей летательных аппаратов: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МАИ, 2002. – 111 с.

  13. Кузьмичёв В.С., Ткаченко А.Ю., Филинов Е.П. Вли­яние размерности турбореактивных двигателей на выбор оптимальных параметров рабочего процес­са // Вестник Московского авиационного инсти­тута. 2017. Т. 24. № 4. С. 40-45.

  14. Писаренко В.Н. Управление ремонтопригодностью в полном эксплуатационном цикле объекта // Тру­ды МАИ. 2012. №. 59. URL: http://trudymai.ru/published.php? ID=35243

  15. Эзрохи Ю.А., Хорева Е.А. Оценка влияния неодно­родности входного потока воздуха на тягу газотур­бинного двухконтурного двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 2. С. 99-108.

  16. Ямпольский С.М., Рубинов В.И., Головин В.Я. Рас­чет периодичности работ по техническому обслу­живанию и ремонту изделия авиационной техники с учетом характеристик и места комплектующих его элементов в структурно-логической схеме надеж­ности // Вестник Московского авиационного ин­ститута. 2012. Т. 19. № 4. С. 94-99.

  17. Чуян Р.К. Методы математического моделирования двигателей летательных аппаратов. – М.: Маши­ностроение, 1988. – 287 с.

  18. Тунаков А.П. Методы оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1979. – 184 с.

  19. Alexiou A., Baalbergen E.H., Kogenhop O., Mathioudakis K., Arendsen P. Advanced Capabilities for Gas Turbine Engine Performance Simulations // ASME Turbo Expo 2007: Power for Land, Sea and Air (14-17 May 2007, Montreal, Canada). GT2007-27086, pp. 19-28. DOI: 10.1115/GT2007-27086

  20. Kurzke J. About Simplifications in Gas Turbine Performance Calculation // ASME Turbo Expo 2007: Power for Land, Sea and Air (14-17 May 2007, Montreal, Canada). GT2007-27620, pp. 493-501. DOI: 10.1115/GT2007-27620

  21. Бойко Л., Карпенко Е. Разработка метода расчета характеристик турбовального двигателя с повенцо- вым описанием многоступенчатого осевого комп­рессора // Вестник двигателестроения. 2007. № 3(229). С. 143-146.

  22. Бойко Л., Карпенко Е. Математическая модель га­зотурбинного двигателя с повенцовым описанием многоступенчатого осевого компрессора и ее прак­тическое применение // Авиационно- космическая техника и технология. 2008. № 6. С. 71-77.

  23. Алифанов О.М., Артюхин Е.А., Ненарокомов А.В. Идентификация математических моделей сложного теплообмена. – М.: Изд-во МАИ, 1999. – 268 с.

  24. AMCP-706-133, AMC PAMPHLET: Engineering Design Handbook – Maintainability Engineering Theory and Practice. – Washington, D.C., 1976. – 147 p.

  25. Niebel B.W. Engineering Maintenance Management. New York: Marcel Dekker, 1994. – 384 p.

  26. Engineering Design Handbook. Maintainability Guide for Design. AMCP 706-134. – Washington: D.C., 1972. – 427 p.

  27. Smith D.J. and Babb A.H. Maintainability Engineering. London: Pitman, 1973. – 234 p.

  28. Смирнов H.H., Цикович A.A. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. – М.: Транс­порт, 1980. – 229 с.

  29. Statistical Summary of Commercial Jet Airplane Accidents Worldwide Operations, 1959 – 2015. – Boeing Commercial Airplanes, Seattle, Washington, USA, June 2011.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024