Авиационная и ракетно-космическая техника
Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2020-2-7-15
Авторы
*, **Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
*e-mail: olga.v.pavlenko@yandex.ru
**e-mail: evgeniy.pigusov@tsagi.ru
Аннотация
Приведены результаты расчетных исследований обтекания отсека крыла с тангенциальным выдувом струи на верхнюю поверхность носовой части крыла с ледяным наростом. Расчеты выполнены с использованием программы, основанной на численном решении осреднённых по Рейнольдсу уравнений Навье–Стокса. Приведено сравнение результатов с экспериментальными данными. Показаны особенности обтекания отсека крыла в условиях обледенения при использовании тангенциального выдува струи.
Ключевые слова:
обледенение самолета, обледенение передней кромки крыла, имитатор роговидного льда, подъемная сила крыла, тангенциальный выдув струи, управление пограничным слоем крыла, противообледенительная система самолетаБиблиографический список
-
Мещерякова Т.П. Проектирование систем защиты самолетов и вертолетов. – М.: Машиностроение, 1977. – 232 с.
-
Aircraft Icing Handbook. – Civil Aviation Authority, 2000. – 97 p.
-
Ice Accretion Simulation. – AGARD-AR-344, 1997. – 280 p.
-
Obert E. Aerodynamic Design of Transport Aircraft. – Delft University of Technology, IOS Press, 2009. – 656 p.
-
Бюшгенс Г.С. (ред.) Аэродинамика и динамика полета магистральных самолетов: Учебник. – Москва-Пекин: Издательский отдел ЦАГИ – АвиаИздательство КНР, 1995. – 765 с.
-
Тенешев Р.Х., Строганов Б.А., Савин В.С. и др. Противообледенительные системы летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1967. С. 3, 25, 27.
-
Апенкина Е.А., Димич В.В., Кретов А.С. Существующие методы и средства защиты летательных аппаратов от обледенения // XXI Туполевские чтения (школа молодых ученых): Сборник трудов Международной молодежной научной конференции (Казань, 19–21 ноября 2013). – Казань: Изд-во Казанского государственного технического университета, 2013. Т. 1. С. 11-12.
-
Полонский А.П., Федотова А.С. Совершенствование противообледенительных систем самолета // Авиамашиностроение и транспорт Сибири: Сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 13-16 апреля 2016). – Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2016. С. 162-166.
-
Резников С.Б., Аверин С.В., Харченко И.А., Третьяк В.И., Коняхин С.Ф. Многофазные импульсные преобразователи для питания авиационных противообледенительных вибраторов // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 3. С. 139-145.
-
Асмаковский В.Ю. Противообледенительные средства беспилотных летательных аппаратов // Ключевые тренды в композитах: Наука и технологии: Cборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 5-8 декабря 2018). – М.: Диона, 2019. С. 52-55.
-
Эзрохи Ю.А., Каджардузов П.А. Математическое моделирование рабочего процесса авиационного газотурбореактивного двигателя в условиях обледенения элементов его проточной части // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 4. С. 123-133. DOI: 10.34759/vst-2019-4-123-133
-
Брутян М.А., Потапчик А.В., Раздобарин А.М., Слитинская А.Ю. Влияние струйных вихрегенераторов на взлетно-посадочные характеристики крыла с предкрылком // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 1. С. 19-26.
-
Петров А.В. Энергетические методы увеличения подъемной силы крыла. – М.: Физматлит, 2011. – 402 с.
-
Петров А.В. Аэродинамика транспортных самолетов короткого взлета и посадки с энергетическими системами увеличения подъемной силы. – М.: Инновационное машиностроение, 2018. – 735 с.
-
Павленко О.В., Петров А.В., Пигусов Е.А. Формирование концепции среднего двухдвигательного транспортного самолета короткого взлета и посадки // XXVIII Научно-техническая конференция по аэродинамике (п. Володарского, 20-21 апреля 2017): Сборник трудов. – Жуковский: ЦАГИ, – 2017. С. 186.
-
Павленко О.В., Петров А.В., Пигусов Е.А. Расчетно – экспериментальные исследования по формированию концепции среднего двухдвигательного транспортного самолета короткого взлета и посадки с энергетической системой увеличения подъемной силы // Модели и методы аэродинамики: Сборник тезисов XVII Международной школы-семинара (Евпатория, 4–11 июня 2017). – Жуковский: ЦАГИ, – 2017. – С. 123-125.
-
Pavlenko O., Petrov A., Pigusov E. Concept of medium twin-engine STOL transport airplane // 31st Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences ICAS-2018 (Belo Horizonte, Brazil, 09-14 September 2018). ICAS2018-0104, 9 p.
-
Runnels J.N. Boundary layer control and anti-icing apparatus for an aircraft wing. Patent US 3917193A, 04.11.1975.
-
Swanson E.W., Wehrman M.D. Boundary layer control system for aircraft. Patent US 4099691, 11.07.1978.
-
Павленко О.В. Численное исследование влияния формы льда на передней кромке крылового профиля на его обтекание потоком вязкой несжимаемой жидкости // Техника Воздушного Флота. 2006. № 3-4. С. 47-51.
-
Павленко О.В. Параметрические исследования влияния обледенения на аэродинамические характеристики профиля крыла // Ученые записки ЦАГИ. 2009. Т. XL. № 2. С. 61-65.
-
Павленко О.В. Численное исследование особенностей обтекания модели крыла с имитаторами льда // Ученые записки ЦАГИ. 2016. Т. XLVII. № 1. С. 62–68.
-
Shih T.H., Liou W.W., Shabbir A., Yang Z., Zhu J. A new k- ε eddy viscosity model for high reynolds number turbulent flows // Computers & Fluids. 1995. Vol. 24. No. 3, pp. 227-238. DOI: 10.1016/0045-7930(94)00032-T
-
Wolfshtein M. The velocity and temperature distribution in one-dimensional flow with turbulence augmentation and pressure gradient // International Journal of Heat and Mass Transfer. 1969. Vol. 12. No. 3, pp. 301-318. DOI: 10.1016/0017-9310(69)90012-X
-
Tran P., Brahimi M.T., Paraschivoiu I., Pueyo A., Tezok F. Ice accretion on aircraft wings with thermodynamic effects // Journal of Aircraft. 1995. Vol. 32. No. 2, pp. 444-452. DOI: 10.2514/3.46737
-
Mingione G., Brandi V. Ice Accretion Prediction on Multielement Airfoils // Journal of Aircraft. 1998. Vol. 35. No. 2, pp. 240–246.
-
Алексеенко С.В., Приходько А.А. Математическое моделирование процессов образования наростов льда на поверхности профиля крыла // Известия Российской академии наук. Механика жидкости и газа. 2014. № 6. С. 17-36.
-
Veillard X., Habashi W.G., Aubé M.S., Baruzzi G.S. FENSAP-ICE: Ice Accretion in Multi-stage Jet Engines // 19th AIAA Computational Fluid Dynamics (San Antonio, Texas, 22-25 June 2009). AIAA 2009-4158. DOI: 10.2514/6.2009-4158
-
Habashi W., Aubé M., Baruzzi G., Morency F., Tran P. FENSAP-ICE: a fully-3D in-flight icing simulation system for aircraft, rotorcraft and UAVS // 24th International Congress of the Aeronautical Sciences, 2004.
-
Павленко О.В., Пигусов Е.А. Численное исследование особенностей обтекания отсека крыла с системой тангенциального выдува струи на закрылок // Автоматизация. Современные технологии. 2018. Т. 72. № 4. С. 166–171.
-
Pavlenko O.V., Pigusov E.A. Numerical investigation of the aerodynamic loads and hinge moments of the flap with boundary layer control // AIP Conference Proceedings, 2018. Vol. 1959. No. 1, 050024. DOI: 10.1063/1.5034652
-
Lawford J.A., Foster D.N. Low-Speed Wind-Tunnel Tests on a Wing Section with Plain Leading- and Trailing-Edge Flaps having Boundary-Layer Control by Blowing – London: Her Majesty’s Stationery Office, 1969. Reports and Memoranda No. 3639.
-
Стариков Ю.Н., Коврижных Е.Н. Основы аэродинамики летательного аппарата: Учебное пособие. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2004. С.7.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |