Авиационная и ракетно-космическая техника
Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2021-2-177-190
Авторы
*, **Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
*e-mail: ilya-rag98@mail.ru
**e-mail: avv@mai.ru
Аннотация
С целью оценки влияния времени запаздывания в тракте управления и типа командного сигнала на точность пилотирования летательного аппарата были проведены эксперименты на пилотажном стенде. Сравнивались два типа командного сигнала: пропорциональный усилию и пропорциональный перемещению. Варьировалось и само время запаздывания. Помимо командного сигнала, анализировались расположение и размер ручки управления самолетом (РУС). Также было учтено влияние жесткости РУС.
Ключевые слова:
ручка управления самолетом, жесткость рычага управления, боковая ручка управления, сигнал, пропорциональный усилиюБиблиографический список
-
Yilmaz D., Jump M., Linghai L., Jones M. Aircraft and Rotorcraft Pilot Couplings — Tools and Techniques for Alleviation and Detection. ACPOGA-2010-266073 Deliverable No. D2.3 State-of-the-art pilot model for RPC prediction report, 2011.
-
Efremov A.V., Aleksandrov V.V., Efremov E.V., Vukolov M.V. The influence of different types of inceptors and their characteristics on the pilotaircraft system // IFAC-PapersOnLine. 2019. Vol. 51. No. 34, pp. 372-377. DOI: 10.1016/j.ifacol.2019.01.013
-
Smith R.E. Effects of control system dynamics on Fighter approach and Landing longitudinal flying qualities. Vol.1. AFFDL-TR-78-122, 1978.
-
Magdaleno R.E., McRuer D.T. Effects of Manipulator Restraints on Human Operator Performance. AFFDL-TR-66-72. 1966.
-
Mitchell D.G., Aponso B.L., Klyde D.H. Effects of Cockpit Lateral Stick Characteristics on Handling Qualities and Pilot Dynamics. — NASA CR4443, 1992. — 208 p.
-
Самсонович С.Л., Макарин М.А., Ларин А.П. Разработка боковой ручки управления самолетом на основе электромеханических силовых мини-приводов // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 4. С. 7-20.
-
Ефремов А.В., Оглоблин А.В., Родченко В.В., Предтеченский А.Н. Летчик как динамическая система. — М.: Машиностроение, 1992. — 330 с.
-
Bjorkman E. Flight test evaluation of to predict longitudinal pilot-indused oscillation. Ph.D. Thesis, 1996.
-
Hess R.A. Structural model of the adaptive human pilot // Journal of Guidance, Control, and Dynamics. 1979. Vol. 3. No. 5, pp. 416-423. DOI: 10.2514/3.56015
-
Ефремов А.В. Система самолет—летчик. Закономерности и математические модели поведения летчика. — М.: Изд-во МАИ, 2017. — 194 с.
-
Klyde D.H., Liang C.-Y. Approach and Landing Flight Evaluation of Smart-Cue and Smart-Gain Concepts // Journal of Guidance, Control, and Dynamics. 2009. Vol. 32. No. 4, pp. 1057-1070. DOI: 10.2514/1.43157
-
Efremov A.V., Aleksandrov V.V., Koshelenko A.V., Tjaglik M.S., Tzyan T.V. Development of pilot modeling and its application to manual control tasks // 27th International Congress of the Aeronautical Sciences ICAS (Sept. 2010; Nice, France). URL: http://www.icas.org/icas_archive/icas2010/papers/213.pdf
-
Johnston D.E., McRuer D.T. Investigation of Interactions Between Limb-Manipulator Dynamics and Effective Vehicle Roll Control Characteristics. — NASA CR-3983, 1986. — 57 p.
-
Efremov A.V., Tjaglik M.S., Tiumentzev Yu.V., Wenqian T. Pilot behavior modeling and its application to manual control tasks // IFAC-PapersOnLine. 2016. Vol. 49. No. 32, pp. 159-164. DOI: 10.1016/j.ifacol.2016.12.207
-
Ashkenas J. Pilot modeling application. AGARD Lecture Series No. 157. AGARD-LS-157. May-June 1988.
-
Zaychik L.E., Grinev K.N., Yashin Y.P., Sorokin S.A. Effect of Feel System Characteristics on Pilot Model Parameters // 1st IFAC Conference on Cyber-Physical & Human-System (Dec. 2016; Florianopolis, Brasil). DOI: 10.1016/j.ifacol.2016.12.208
-
Mitchell D.G., Doman D.B., Key D.L., et al. Evolution, revolution and challenges of handling qualities // Journal of Guidance, Control, and Dynamics. 2004. Vol. 27. No. 1, pp. 12-28. DOI: 10.2514/1.3252
-
Flying qualities of piloted aircraft. MIL-STD-1797. — Department of defense interface standard, 2004. 849 p.
-
Dillow J.D. The Paper-Pilot — a digital computer program to predict pilot rating for the hover task. Air Force Flight Dynamics Laboratory, 1971. Report Number: AFFDL TR 70-40. — 98 p.
-
Hess R. Unified theory for aircraft handling qualities and adverse aircraft pilot coupling // Journal of Guidance, Control, and Dynamics. 1977. Vol. 20. No. 6, pp. 1141-1148. DOI: 10.2514/2.4169
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |