Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2021-3-171-185
Авторы
*, **, ***, ****, *****Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Московское шоссе, 34, Самара, 443086, Россия
*e-mail: oleg.v.baturin@gmail.com
**e-mail: nikopaul_15@hotmail.com
***e-mail: popov@ssau.ru
****e-mail: akorneeva94@mail.ru
*****e-mail: ivan.kudryash1337@gmail.com
Аннотация
Приводится описание разработанного авторами метода, который позволяет по известным вероятностным распределениям неопределенных исходных данных с помощью математической модели двигателя определять стохастическое распределение выходных параметров. Было установлено, что количество обращений к математической модели таково, что расчет с учетом семи-восьми неопределенных переменных даже при использовании простых математических моделей занимает огромное время. По этой причине был разработан способ получения достоверных стохастических результатов с уменьшенным числом учитываемых неопределенных исходных данных на основе анализа чувствительности. Полученные в расчете стохастические результаты были сопоставлены с данными эксперимента. Было показано, что разница между стохастическими результатами расчета и эксперимента представляет собой колокол рассеивания (бивариантное распределение) и может быть описан четырьмя числовыми критериями.
Ключевые слова:
неопределенность вычислений, неопределенность исходных данных, погрешность расчета, валидация, термодинамический расчет, погрешность эксперимента, анализ чувствительности, газотурбинный двигательБиблиографический список
-
Montomoli F., Carnevale M., D’Ammaro A., Massini M., Salvadori S. Uncertainty Quantification in Computational Fluid Dynamics and Aircraft Engines. – SpringersBriefs in Applied Sciences and Technology, 2015. – 208 p. DOI: 10.1007/978-3-319-92943-9
-
Khustochka O., Сhernysh S., Yepifanov S., Ugryumov M., Przysowa R. Estimation of performance parameters of turbine engine components using experimental data in parametric uncertainty conditions // 9th EASN International Conference «Innovation in Aviation & Space». 2019. Vol. 304. Article Number 03003. DOI: 10.1051/matecconf/201930403003
-
Bai J., Liu S., Wang W., Chen Y. WITHDRAWN: Study on identification method for parameter uncertain model of aero gas turbine // Propulsion and Power Research. 2019. DOI: 10.1016/j.jppr.2019.11.004
-
Helton J.C., Johnson J.D., Sallaberry C.J., Storlie C.B. Survey of sampling-based methods for uncertainty and sensitivity analysis // Reliability Engineering and System Safety. 2006. Vol. 91. No. 10-11, pp. 1175-1209. DOI: 10.1016/j.ress.2005.11.017
-
Nazareth J.L. Conjugate gradient method. – Wiley Interdisciplinary Reviews: Computational Statistics. 2009. Vol. 1. No. 3, pp. 348-353. DOI: 10.1002/wics.13
-
Lange A., Voigt M., Vogeler K., Johann E. Principal component analysis on 3D scanned compressor blades for probabilistic CFD simulation // 53rd AIAA/ASME/ASCE/AHS/ASC Structures, Structural Dynamics and Materials Conference (23-26 April 2012; Honolulu, Hawaii). Vol. 53. DOI: 10.2514/6.2012-1762
-
Ghisu T., Parks G.T., Jarrett J.P., Clarkson P.J. Adaptive polynomial chaos for gas turbine compression systems performance analysis // AIAA Journal. 2010. Vol. 48. No. 6, pp. 1156-1170. DOI: 10.2514/1.J050012
-
Кулагин В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник в 2 кн. – М.: Машиностроение, 2003. – 616 с.
-
Григорьев В.А. Экспериментальное определение дроссельной характеристики и нормальных значений параметров ТРДД: Методические указания. – Самара: Изд-во Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева, 2003. – 35 с.
-
JSC Motor Sich, http://www.motorsich.com/eng/
-
Ivchenko AI-25. From Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Ivchenko_AI-25
-
Kuz’michev V.S., Ostapyuk Y.A., Tkachenko A.Y. et al. Comparative Analysis of the Computer-Aided Systems of Gas Turbine Engine Designing // International Journal of Mechanical Engineering and Robotics Research. 2017. Vol. 6. No. 1, pp. 28-35. DOI: 10.18178/ijmerr.6.1.28-35
-
Маленков А.А. Выбор проектных решений при проектировании системы беспилотных летательных аппаратов в условиях многоцелевой неопределенности // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 2. С. 7-15.
-
Ламзин В.В. Исследование влияния неопределенностей условий реализации проекта космической системы на разброс показателей эффективности // Вестник Московского авиационного института. 2013. Т. 20. № 5. С. 53-65.
-
Балык В.М., Кулакова Р.Д., Хесин Л.Б. Модификация проектных решений при статистическом синтезе обликовых характеристик беспилотного летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2011. Т. 18. № 2. С. 31-40.
-
Wheeler A.P.S., Sofia A., Miller R.J. The effect of leading-edge geometry on wake interactions in compressors // Journal of Turbomachinery. 2009. Vol. 131. No. 4. DOI: 10.1115/1.3104617
-
Curlett B.P. The aerodynamic effect of fillet radius in a low speed compressor cascade. NASA Technical Memorandum TM –105347, 1991. – 48 p.
-
Bunker R.S. The effects of manufacturing tolerances on gas turbine cooling // Journal of Turbomachinery. 2009. Vol. 131. No. 4. DOI: 10.1115/1.3072494
-
Goodhand M.N., Miller R.J., Lung H.W. The sensitivity of 2D compressor incidence range to in-service geometric variation // ASME Turbo Expo: Turbine Technical Conference and Exposition (11–15 June 2012; Copenhagen, Denmark). 2012. Vol. 8, pp. 159–170. DOI: 10.1115/GT2012-68633
-
Elmstrom M.E., Millsaps K.T., Hobson G.V., Patterson J.S. Impact of nonuniform leading edge coatings on the aerodynamic performance of compressor airfoils // Journal of Turbomachinery. 2011. Vol. 133. No. 4. DOI: 10.1115/1.3213550
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |