Схема шасси самолета и защищенность двигателей

Авиационная и ракетно-космическая техника


DOI: 10.34759/vst-2022-1-7-18

Авторы

Комов А. А.

Московский государственный технический университет гражданской авиации, МГТУ ГА, Кронштадский бульвар, 20, Москва, 125993, Россия

e-mail: komesk73@yandex.ru

Аннотация

Проблема защиты авиационных газотурбинных двигателей от повреждений твердыми посторонними предметами (ПП), забрасываемыми при перемещениях самолета по поверхности аэродрома, известна давно. В статье рассматривается одна из причин заброса ПП в двигатели – заброс колесами шасси самолета на режимах взлета и пробега. Показана зависимость между защищенностью двигателей от повреждения посторонними предметами, выброшенными колесами шасси с поверхности аэродрома, компоновкой силовой установки и выбором параметров схемы шасси воздушного судна.

Ключевые слова:

защищенность двигателей, зона выброса, компоновка силовой установки, схема шасси воздушного судна

Библиографический список

  1. Комов А.А. Теоретические основы и технические решения для защиты авиационных двигателей от попадания твердых посторонних предметов с поверхности аэродрома: Дисс. ... докт. техн. наук. – М.: ГНИИГА, 2005. – 400 с.

  2. Пивоваров В.А. Повреждаемость и диагностирование авиационных конструкций. – М.: Транспорт, 1994. – 206 с.

  3. Сиротин Н.Н. Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей. — М.: Иминформ, 2002. — 439 с.

  4. Сиротин Н.Н. Техническая диагностика авиационных двигателей. – М.: Воздушный транспорт, 1976. – 271 с.

  5. Чичков Б.А., Заяц М.А. Статистический анализ повреждаемости рабочих лопаток компрессоров двухконтурных турбореактивных двигателей // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Т. 21. № 1. С. 174–184. DOI: 10.26467/2079-0619-2018-21-1-174-184

  6. Шанявский А.А., Потапенко Ю.А., Артамонов М.А. Сверхмногоцикловая усталость – новое понимание предельного состояния элементов конструкций с возрастающим сроком эксплуатации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2007. С. 21-26.

  7. Евдокимов А.И., Кретов В.В., Новицкий С.М. Анализ засоренности аэродромов базирования авиации ВВС посторонними предметами // Проблема защиты ГТД от повреждений посторонними предметами: Сб. докладов 5-й Межведомственной научно-технической конференции. – Жуковский: ЛИИ, 1993. С. 55-67.

  8. Евдокимов А.И., Новицкий С.М., Попов В.А. Характеристики посторонних предметов, появляющихся на аэродромных покрытиях в процессе эксплуатации // Конструкция и системы управления ГТД: Сб. научно-методических материалов ВВИА. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1995. С. 85-92.

  9. Комов А.А. Защищенность двигателей от твердых посторонних предметов, забрасываемых колесами шасси // Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского. 2015. № 3. С. 132-133.

  10. Комов А.А. Оценка защищенности двигателей ПД-14 от повреждений посторонними предметами на самолете МС-21 // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18. № 4-3. С. 586-591.

  11. Гражданский самолет МС-21, http://skyships.ru/?page_id=3887

  12. Комов А.А. Способ оптимизации компоновки авиационных двигателей на воздушном судне. Патент RU 2394729 C1. Бюл. № 20, 20.07.2010.

  13. По результатам оценки безотказности авиационных двигателей гражданской авиации 1991...2002: Справка-доклад. – М: ГосНИИ ГА, ЦИАМ, 2003. – 22 с.

  14. Комов А.А., Юрин С.П. Уровень защищенности авиационных двигателей отечественных воздушных судов от повреждений посторонними предметами // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2014. № 4(315). С. 42-48.

  15. Егер С.М., Мишин В.Ф., Лисейцев Н.К. и др. Проектирование самолетов: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1983. – 616 с.

  16. Микеладзе В.Г. (ред.). Авиация общего назначения. Рекомендации для конструкторов. – М.: Изд-во ЦАГИ, 1966. – 296 с.

  17. Кириакиди С.К., Сатин В.А. Конструкция самолетов: Курс лекций. – Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2008. – 99 с.

  18. Комов А.А. Повышение конкурентоспособности самолета Ил-76МД-90А // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 3. С. 7-12.

  19. Loughney C.E. An unusual component – The Boeing model 737 nose gear gravel deflector // 2nd Aircraft Design and Operations Meeting (20-22 July 1970; Los Angeles, CA, USA). DOI: 10.2514/6.1970-912

  20. Motycka D., Walter W. An experimental investigation of ground vortex formation during reverse thrust operation // AIAA/SAE 11th Propulsion Conference (29 September – 01 October 1975; Anaheim, CA, USA). DOI: 10.2514/6.1975-1322

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024