Авиационная и ракетно-космическая техника
DOI: 10.34759/vst-2022-2-61-76
Авторы
,Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
Аннотация
Представлены результаты комплексных параметрических исследований по анализу прочностных, жесткостных и весовых характеристик конструкции крыла большого удлинения регионального самолёта, в рамках подкосной и беcподкосной конструктивно-силовых схем (КСС) крыла, полученные на основе четырёхуровневого алгоритма с модифицированным модулем расчёта аэродинамических нагрузок. Использование данного алгоритма позволило обеспечить существенное уменьшение времени и трудоёмкости проведения комплексного анализа прочности и веса конструкции при сохранении высокой требуемой точности вычислений. Используемая в статье версия четырёхуровневого алгоритма основана на трёх принципах, позволяющих снизить трудоёмкость посредством декомпозиции отдельных составляющих вычислительной процедуры: применение четырёх прочностных моделей на основе метода конечного элемента (МКЭ) с различным уровнем детализации; разделение задач прочности по соответствующим уровням детализации; селекция случаев нагружения по степени критичности, на основе параметрических МКЭ- и нагрузочных моделей с вариацией их дискретности. В статье приведён ряд параметрических зависимостей значений прочностных и весовых параметров для конструкции крыла большого удлинения, для подкосных и бесподкосных КСС крыла гипотетического регионального самолёта.
Ключевые слова:
декомпозиция случаев нагружения, многоуровневые прочностные МКЭ-модели, крыло большого удлинения с подкосом, параметрические нагрузочные модели, весовые оценки крыла регионального самолётаБиблиографический список
- Elham A., La Rocca G., van Tooren M.J.L. Development and implementation of an advanced, design-sensitive method for wing weight estimation // Aerospace Science and Technology. 2013. Vol. 29. No. 1, pp. 100-113. DOI: 10.1016/j.ast.2013.01.012, 2013
- Schuhmacher G., Murra I., Wang L. et al. Multidisciplinary Design Optimization of a Regional Aircraft Wing Box // 9th AIAA/ISSMO Symposium on Multidisciplinary Analysis and Optimization (04-06 September 2002; Atlanta, Georgia). DOI: 2514/6.2002-5406
- Werner-Westphal C., Heinze W., Horst P. Structural sizing for an unconventional, environment-friendly aircraft configuration within integrated conceptual design // Aerospace Science and Technology. 2008. Vol. 12. No. 2, pp. 184–194. DOI: 1016/j.ast.2007.05.006
- Cavagna L., Ricci S., Travaglini L. NeoCASS: An integrated tool for structural sizing, aeroelastic analysis and MDO at conceptual design level // Progress in Aerospace Sciences. Vol. 47. No. 8, pp. 621–635. DOI: 10.1016/j.paerosci.2011.08.006
- Ковалевский А.К., Липин Е.К. Применение автоматизированного параметрического анализа для выбора рациональных конструктивно-силовых схем крыла // Ученые записки ЦАГИ. 1989. Т. 20. № 3. С. 91-100.
- Кудряшов А.Б., Липин Е.К., Шаныгин А.Н., Шевченко Ю.А. Применение системы МАРС в проектировочных расчетах авиационных конструкций // Ученые записки ЦАГИ. 1988. Т. 19. № 4. С. 71-8
- Röhl P., Mavris D.N., Schrage D.P. A Multilevel Decomposition Procedure for the Preliminary Wing Design of High-Speed Civil Transport Aircraft // 1st Industry/Acedemy Symposium on High Speed Civil Transport Vehicles (4-6 December 1994; Greensboro, NC). URI: http://hdl.handle.net/1853/6370
- La Rocca G., van Tooren M.J.L. Knowledge-Based Engineering Approach to Support Aircraft Multidisciplinary Design and Optimization // Journal of Aircraft. 2009. Vol. 46. No. 6, 1875-1885. DOI: 10.2514/1.39028
- Dorbath F. A Flexible Wing Modeling and Physical Mass Estimation System for Early Aircraft Design Stages // Müllheim (Baden). 2014. DOI: 10.15480/882.1159
- Dorbath F., Gaida U. Large Civil Jet Transport (MTOM > 40t) — Statistical Mass Estimation // Luftfahrttechnisches Handbuch, 2011. URL: https://elib.dlr.de/81599/
- Shanygin A., Fomin V., Zamula G. Multilevel approach for strength and weight analyses of composite airframe structures // 27th International Congress of the Aeronautical Sciences — ICAS’2010 (19-24 September 2010; Nice, France). URL: http://www.icas.org/icas_archive/icas2010/papers/380.pdf
- Dubovikov E.A. Novel approach and algorithm for searching rational nonconventional airframe concepts of new generation aircrafts // 28th International Congress of the Aeronautical Sciences — ICAS’2012 (23–28 September 2012; Brisbane, Australia). URL: https://www.icas.org/icas_archive/icas2012/papers/445.pdf
- Final Report Summary — ALASCA (Advanced Lattice Structures for Composite Airframes). URL: http://cordis.europa.eu/result/rcn/149775_en.html
- Final Report Summary — POLARBEAR (Production and Analysis Evolution For Lattice Related Barrel Elements Under Operations With Advanced Robustness). URL: https://cordis.europa.eu/result/rcn/197045/en
- Безуевский А.В., Ишмуратов Ф.З. Влияние квазистатических деформаций на характеристики аэроупругости самолета с крылом большого удлинения // Вестник Московского авиационного института. Т. 24. № 4. С. 14-25.
- Чубань В.Д., Снисаренко Т.В., Чубань А.В. IMAD. Интерактивное многодисциплинарное проектирование летательных аппаратов. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ RU Бюл. № 10, 13.10.2020.
- Барановски С.В., Михайловский К.В. Влияние учета деформации крыла при определении аэродинамических нагрузок на начальных этапах проектирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2020. Т. 21. № 3. С. 166-174. DOI: 22363/2312-8143-2020-21-3-166-174
- Гарифуллин М.Ф., Орлова О.А. Учет влияния упругой крутки при обработке результатов испытаний дренированной модели крыла большого удлинения в АДТ // Ученые записки ЦАГИ. 2018. Т. 49. № 5. С. 76-85.
- Бирюк В.И., Фролов В.М. О рациональной конструктивно-силовой компоновке крыла с учетом некоторых аэродинамических требований // Ученые записки ЦАГИ. 1976. Т. 7. № 6. С. 134-138.
- Литвинов В.М., Литвинов Е.В. Методика расчета массы крыла самолета с учетом ограничений по аэроупругости // Ученые записки ЦАГИ. 2006. Т. 37. № 3. С. 63-83.
- Vedernikov D.V., Shanygin A.N., Mirgorodsky Y.S., Levchenkov M.D. Strength Analysis of Alternative Airframe Layouts of Regional Aircraft on the Basis of Automated Parametrical Models // Aerospace. Vol. 8. No. 3, p. 80. DOI: 10.3390/aerospace8030080
- Дубовиков Е.А. Влияние упругих характеристик композитного крыла на вес конструкции // Труды МФТИ. 2012. Т. 4. № 2-14. С. 154-163.
- Ашихмин А.Н., Мирхазов Р.Р., Файзуллин А.М., Хамзин А.Г. Конструирование слоистого композиционного материала, обеспечивающего прочность конструкции при заданных случаях нагружения // Казанский физико-технический институт имени Е.К Завойского. Ежегодник. 2016. Т. 2015. С. 123-125.
- Безуевский А.В., Ишмуратов Ф.З. Аэропрочностные исследования крыла большого удлинения с подкосом // Труды МАИ. 2018. № 103. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=100649
- Безуевский А.В., Ишмуратов Ф.З. Исследования весовой эффективности и характеристик аэроупругости самолета с крылом большого удлинения с подкосом // Прочность конструкций летательных аппаратов: Сборник статей научно-технической конференции (8-9 декабря 2016; ЦАГИ, Жуковский). М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2017. С. 287-288.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |