Автоматизированная система трёхмерной компоновки и её применение в задачах формирования облика перспективных гражданских летательных аппаратов

Авиационная и ракетно-космическая техника


DOI: 10.34759/vst-2022-3-41-55

Авторы

Сонин О. В.

ФАУ «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского», Жуковский, Московская область, Россия

e-mail: velomobil@yandex.ru

Аннотация

Представлена технология компоновки фюзеляжа с помощью, разработанной в ЦАГИ «Автоматизированной системы трёхмерной компоновки пассажирского самолета» (АВТОКОМ). Приведены примеры практического применения АВТОКОМ при формировании облика перспективных гражданских летательных аппаратов.

Ключевые слова:

поперечное сечение регулярной части фюзеляжа, компоновка фюзеляжа, АВТОКОМ, внешние обводы, формирование облика пассажирских самолётов

Библиографический список

  1. Егер С.М. Проектирование пассажирских реактивных самолётов. – М.: Машиностроение, 1964. – 452 c.

  2. Егер С.М. Мишин В.Ф., Лисейцев Н.К. и др. Проектирование самолётов. – М.: Машиностроение, 1983. – 616 c.

  3. Торенбик Э. Проектирование дозвуковых самолётов / Перевод с англ. Е.П. Голубкова. – М.: Машиностроение, 1983. – 648 c.

  4. Лазарев В.В. Концептуальное проектирование самолета (магистральные пассажирские самолеты): Учебное пособие. – М.: Изд-во МАИ, 2013. – 98 с.

  5. Лазарев В.В. Авиационная эргономика: Учебное пособие. – М.: Изд-во МАИ, 2017. – 120 c.

  6. Егер СМ., Лисейцев Н.К., Самойлович О.С. Основы автоматизированного проектирования самолетов. – М.: Машиностроение, 1986. – 232 с.

  7. Мальчевский В.В. Компоновка и центровка самолета // Машиностроение. Энциклопедия. Т. IV-21. Самолёты и вертолеты. Кн. 2. Проектирование, конструкции и системы самолетов и вертолетов.– М.: Машиностроение, 2004. С. 199-225.

  8. Приложения CATIA для проектирования и оптимизации, разработки и системного проектирования, https://www.3ds.com/ru/produkty-i-uslugi/catia/
  9. NX от Siemens – интегрированное решение для проектирования, численного моделирования и производства, которые позволяют компаниям максимально использовать потенциал цифровых двойников, https://www.plm.automation.siemens.com/global/ru/products/nx/

  10. Creo – это 3D-САПР-решение, которое помогает ускорить внедрение инноваций в продукцию, https://www.ptc.com/en/products/creo
  11. Отраслевой стандарт в конфигурации интерьера самолета и салона, https://pace.txtgroup.com/products/product-configuration/mycabin/

  12. Институт аэрокосмической промышленности. Предварительное проектирование самолета с помощью компьютера, https://www.luftbau.tu-berlin.de/menue/forschung/abgeschlossene_projekte/visual_capda/

  13. Seeckt K. Aircraft Preliminary Sizing with PreSTo. Re-Design of the Boeing B777-200LR. – Department of Aeronautics, Kungliga Tekniska Högskolan (KTH, Royal Institute of Technology), Stockholm, Sweden, 2008. – 76 s.

  14. Schnauffer P. Multidisziplinärer Datenfluss im Entwicklungsprozess des Flugzeugbaus am Beispiel eines Senkrechtstarters. – Dissertation, Universität Stuttgart, 2006. – 144 s.

  15. Niţă M., Scholz D. Process chain analysis and tools for cabin design and redesign activities // 27th International Congress of the Aeronautical Sciences ICAS’2010 (9-24 September 2010; Nice, France).
  16. Сонин О.В. Автоматизированная система трёхмерной компоновки фюзеляжа пассажирского самолёта (АВТОКОМ). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2010611470, 19.02.2010.

  17. Сонин О.В. Автоматизированная система трёхмерной компоновки пассажирских самолётов // Современные проблемы аэрокосмической науки и техники: Сборник тезисов докладов Международной научно-технической конференции молодых учёных и специалистов. – М.: Изд-во ЦАГИ, 2000. С. 268.

  18. Чернышев С.Л. (научн. ред.). Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и на дальнейшую перспективу. Программный комплекс автоматизированной компоновки. – М.: Изд-во ЦАГИ, 2014. – 280 с.

  19. Межгосударственный авиационный комитет. Авиационные Правила. Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. – 6-е издание с поправками 1-9. – М.: Авиаиздат, 2020. – 328 с.

  20. Денисов В.Е. Методы автоматизации предварительного проектирования магистральных самолётов // Машиностроение. Энциклопедия. Т. IV-21. Самолёты и вертолеты. Книга 1. Аэродинамика, динамика полета и прочность. М.: Машиностроение, 2002. С. 756-772.

  21. Шкадов Л.М., Илларионов В.Ф. Перспективы развития летательных аппаратов. Разработка систем автоматизации проектирования (САПР) // ЦАГИ – основные этапы научной деятельности 1968-1993: Обзор. М: Физматлит, 1996. С. 269-284.

  22. Денисов В.Е., Скворцов Е.Б., Уджуху А.Ю., Чернавских Ю.Н. Исследования по формированию облика перспективных пассажирских и транспортных самолётов // ЦАГИ – основные этапы научной деятельности 1993-2003: Сборник. М: Физматлит, 2003. С. 259-265.

  23. Денисов В.Е., Каргопольцев В.А., Шкадов Л.М., Уджуху А.Ю. Опыт разработки систем автоматизации предварительного проектирования самолётов и вертолетов // Проблемы создания перспективной авиационно-космической техники: Сборник. – М.: Физматлит, 2005. С. 389-400.

  24. Уджуху А.Ю., Евстифеев В.В., Лазарев В.В. и др. Автоматизированная Расчетная Диалоговая Система (АРДИС). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010611209, 19.02.2010.

  25. Шкадов Л.М., Андронов А.С., Буханова Р.С. и др. Основные принципы построения системы проектирования самолета с использованием ЭВМ // Труды ЦАГИ. Выпуск 2021. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1979. – 36 с.

  26. Шкадов Л.М. Автоматизация проектирования летательного аппарата // Авиация. Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. М.: Большая российская энциклопедия, ЦАГИ, 1994. С. 36-37.

  27. Isaev V.K., Sonin V.V. Survey of the numerical solution techniques for variational problems in rocket flight // Post Apollo Space Explorat., Part 2. Washington, D.C., Amer Astronaut. Soc., 1966, pp. 1147-1171.

  28. Исаев В.К., Сонин В.В. Вычислительные аспекты задачи об оптимальном управлении как краевой задачи // Журнал вычислительной математики и математической физики.1965. Т. 5. № 2. С. 252-261.

  29. Уджуху А.Ю, Сонин О.В. Силовая установка с отбором пограничного слоя фюзеляжа. Патент RU 2361779 C1. Бюл. № 20, 20.07.2009.

  30. Bolsunovsky A.L., Buzoverya N.P., Gurevich B.I. et al. Flying wing – problems and decisions // Aircraft Design. 2001. Vol. 4. No. 4, pp. 193-219. DOI: 10.1016/S1369-8869(01)00005-2

  31. Сонин О.В. Применение автоматизированной системы трёхмерной компоновки при проектировании перспективных самолётов сверхбольшой пассажировместимости // Актуальные проблемы аэрокосмической науки: Сборник тезисов докладов школы-семинара молодых учёных и специалистов. М.: Изд-во ЦАГИ, 2001. С. 68-69.

  32. Болсуновский А.Л., Бондарев А.В., Гуревич Б.И., Скворцов Е.Б., Чанов М.Н., Шалашов В.В., Шелехова А.С. Разработка и анализ концепций гражданского самолета, использующих принципы интеграции // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 49-63.

  33. Плохих В.П., Бузулук В.И., Уджуху А.Ю. Высокоскоростные летательные аппараты с межконтинентальной и глобальной дальностью полета // Наука и технологии в промышленности. 2012. № 1-1. С. 92-100.

  34. Shkadov L.M., Dmitriev V.G., Denisov V.E. et al. The Flying-Wing Concept – Chances and Risks // AIAA/ICAS International Air and Space Symposium and Exposition: the next 100 year (14-17 July 2003; Dayton, Ohio). AIAA 2003-2887.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024