Разработка мероприятий по уменьшению сил сопротивления при работе подшипников качения

Авиационная и ракетно-космическая техника

2022. Т. 29. № 4. С. 125-137.

DOI: 10.34759/vst-2022-4-125-137

Авторы

Зубко А. И.*, Лукин В. А., Герман Г. К.**

Опытно-конструкторское бюро им. А. Люльки, филиал ОДК-Уфимского моторостроительного производственного объединения, ОКБ им. А. Люльки, ул. Касаткина, 13, Москва, 129301, Россия

*e-mail: zbk2@yandex.ru
**e-mail: ggk14@yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются вопросы работы подшипников качения, функционирующих в составе роторов одновальных и многовальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), и методы снижения их гидравлического сопротивления путем профилирования контактирующих поверхностей. Приводятся примеры разработанных конструкций подшипников качения и результаты их исследования.

Ключевые слова:

подшипник качения в ГТД, система смазки, масляный клин, потери в подшипнике

Библиографический список

  1. Ахмед Х.С.А., Осипов Б.М. Алгоритм диагностики с применением математической модели газотурбинного двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 3. С. 155-166. DOI: 10.34759/vst-2020-3-155-166
  2. Ахмед Х.С.А., Осипов Б.М. Многорежимная идентификация получения адекватной модели газотурбинного двигателя для диагностики по термогазодинамическим параметрам // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 1. С. 133-143. DOI: 10.34759/vst-2020-1-133-143
  3. Баутин А.А., Свирский Ю.А. Применение нейросетевых технологий в задачах мониторинга состояния критических мест конструкции транспортных самолётов // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 4. С. 81-91. DOI: 10.34759/vst-2020-4-81-91
  4. Кочетков Ю.М., Бурова А.Ю. Газодинамические причины возникновения вибраций в турбонасосных агрегатах // Вестник Московского авиационного института. 2021. Т. 28. № 3. С. 54-62. DOI: 10.34759/vst-2021-3-54-62
  5. Крючков А.Н., Плотников С.М., Сундуков А.Е., Сундуков Е.В. Вибродиагностика величины бокового зазора в зубчатом зацеплении дифференциального редуктора турбовинтового двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 3. С. 198-208. DOI: 10.34759/vst-2020-3-198-208
  6. Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1973. — 
    847 с.
  7. Фролов К.В. (отв. ред.). Современная трибология. Итоги и перспективы.— М.: URSS: Издательство ЛКИ, 2008. — 476 с.
  8. Петров Н.П. Гидродинамическая теория смазки. — М.: Гос. технико-теоретическое издательство, 1934. — 578 с.
  9. Черменский О.Н., Федотов Н.Н. Подшипники качения: Справочник-каталог. — М.: Машиностроение, 2003. — 575 с.
  10. Червяков В.М., Юдаев В.Ф. Гидродинамические и кавитационные явления в роторных аппаратах: монография. — М.: Машиностроение, 2007. — 128 с.
  11. Стельмах А.У. Адгезионно-деформационные и динамические процессы в граничных слоях . Сообщение II. Новые приборы и методы исследования граничных слоев трибосистем // Проблеми трибологii. 2012. № 2(64). С. 96-107.
  12. Стельмах А.У. Динамические процессы в граничных слоях трибосистем в режиме эластогидродинамического трения // Современные технологии в машиностроении и транспорте. 2014. № 1. С. 28–33.
  13. Cusano A., Cutolo A., Albert J. Fiber Bragg Grating Sensors: Research Advancements, Industrial Applications and Market Exploitation. — Bentham Science Publishers, 2018. — 330 p. DOI: 10.2174/97816080508401110101
  14. Червяков В.М., Галаев В.И., Коптев А.А. Нестационарное течение жидкости в зазоре между ротором и статором роторного аппарата // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2003. Т. 9. № 4. С. 649–652.
  15. Чуфистов Е.А., Родайкин Н.В., Чуфистов О.Е. Конструкторско-технологическое повышение надежности подшипниковых узлов коленчатых валов среднеоборотных дизельных двигателей // Известия высших учебных заведений. Приволжский регион. Технические науки. 2009. № 2(10). С. 156-165.
  16. Зубко А.И., Гнусин П.И., Критский В.Ю., Нецвет В.А. Исследование параметров масляного клина и возможности проведения диагностирования подшипников качения с использованием волоконно-оптических датчиков давления, температуры и деформации // Насосы. Турбины. Системы. 2020. № 4(37). С. 42-55.
  17. Назаренко Ю.Б. Жидкостное трение в подшипниках и влияние гидродинамических сил на контактные напряжения тел качения // Двигатель. 2015. № 2(98). С. 12-13.
  18. Dowson D., Taylor C.M. Fundamental Aspects of Cavitation in Bearings // Cavitation and Related Phenomena in Lubrication. 1975. Vol. 1, pp. 15-28.
  19. Jonson K.L., Kendall K., Roberts A.D. Surface energy and the contact of elastic solids // Proceedings of The Royal Society A: Mathematical, Physical and Engineering Sciences. 1971. Vol. 324. No. 1558,
    pp. 301-313. DOI: 10.1098/rspa.1971.0141
  20. Зубко А., Лукин В. Межроторная опора газотурбинного двигателя. Патент RU 2 608 512 C2. Бюл. № 2, 19.01.2017.
  21. Зубко А.И., Кикоть Н.В., Лукин В.А., Щербаков В.В. Межроторная опора газотурбинного двигателя. Патент RU 2 609 887 C2. Бюл. № 4, 06.02.2017.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024