Аэродинамическая труба Т-2 МАИ: история и перспективы

Авиационная и ракетно-космическая техника


DOI: 10.34759/vst-2023-1-9-22

Авторы

Попов С. А.*, Пугачев Ю. Н.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4

*e-mail: flowmech@mail.ru

Аннотация

Изложена история создания сверхзвуковой аэродинамической трубы перемен-ной плотности Т-2 МАИ, представлен круг задач, решаемых с помощью этой экспериментальной установки, рассмотрены ее достоинства, а также проблемы, возникшие при ее эксплуатации, возможные пути модернизации и перспективы ее использования в будущем.

Ключевые слова:

аэродинамическая труба, переменная плотность, кафедра аэродинамики, экспериментальные исследования, отраслевая лаборатория, продувочная модель, аэродинамические коэффициенты, критические задачи, проблема турбулентности, вычислительная гидродинамика, модернизация, платформа аэродинамического проектирования

Библиографический список

  1. Northon K. NASA wind tunnel tests X-plane design for a quieter supersonic jet // Press release. NASA. 2017.
  2. Heinlein G., Bakhle M., Chen J.-P. Aeromechanic Response of a Coupled Inlet-Fan Boundary Layer Ingesting Distortion-Tolerant Fan // ASME Turbo Expo 2019: Turbomachinery Technical Conference and Exposition (17–21 June 2019; Phoenix, Arizona, USA). AIAA 2020-3780. DOI: 10.1115/GT2019-91866
  3. Braune M., Koch S. Application of hot‑film anemometry to resolve the unsteady boundary layer transition of a laminar airfoil experiencing limit cycle oscillations // Experiments in Fluids. 2020, pp. 61–68. doi: 10.1007/s00348-020-2907-y
  4. Perraud J., Schrauf G., Archambaud I. et al. Transonic High Reynolds Number Transition Experiments in the ETW Cryogenic Wind Tunnel // 48th AIAA Aerospace Sciences Meeting Including the New Horizons Forum and Aerospace Exposition (04 — 07 January 2010; Orlando, Florida). AIAA 2010-1300. DOI: 10.2514/6.2010-1300
  5. Esin M.V., Raskovskaya I.L., Rinkevichyus B.S., Tolkachev A.V. 3D refractograms and their application in diagnostics of gradient inhomogeneities // Journal of Communications Technology and Electronics. 2012. Vol. 57. No. 4, pp. 445–451. DOI: 10.1134/S1064226912030060
  6. Rudnik R., Sitzmann M., Godard J.-L., Lebrun F. Experimental Investigation of the Wing-Body Juncture Flow on the DLR-F6 Configuration in the ONERA S2MA Facility // 27th AIAA Applied Aerodynamics Conference (22–25 June 2009; San Antonio, Texas). AIAA 2009-4113. DOI: 10.2514/6.2009-4113
  7. Грумондз Т.А. Некоторые сведения из истории кафедры аэродинамики МАИ. — М.: Изд-во МАИ, 1984. — 158 с.
  8. Буров В.В., Волобуев В.С., Глазков С.А. и др. Измерительно-вычислительный комплекс трансзвуковой аэродинамической трубы Т-128 ЦАГИ // Датчики и системы. 2010. № 5. С. 20–24.
  9. Горев В.Н., Попов С.А., Козлов В.В. Экспериментальное исследование возможности применения акустики для управления срывом потока на крыле летательного аппарата // Труды МАИ. 2011. № 46. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=26026
  10. Свирщевский С.Б., Семенчиков Н.В., Королев Н.В. Исследование аэродинамических характеристик кормовой части летательного аппарата с кольцевым соплом в транс- и сверхзвуковом потоке // Математическое моделирование. 1999. Т. 11. № 4. C. 19–28.
  11. Озеринин В.Н., Рагожникова Е.А., Свирщевский С.Б., Семенчиков Н.В. Силы и моменты, индуцируемые поперечными сверхзвуковыми струями на теле вращения в транс- и сверхзвуковом потоке // Математическое моделирование. 1999. Т. 11. № 6. С.25—30.
  12. Свирщевский С.Б., Семенчиков В.Н., Тархов Е.Л., Яковлевский О.В. Взаимодействие сверхзвуковых недорасширенных струй с встречным сверхзвуковым потоком // Математическое моделирование. 2001. Т. 13. № 7. С. 3–10.
  13. Popov S.A. The internal structure of turbulence // Doklady Physics. 2016. Vol. 61. No. 8, pp. 418–422. DOI: 10.1134/S1028335816080140
  14. Рождественский Б.Л. О применимости разностных методов решения уравнений Навье-Стокса при больших числах Рейнольдса // Доклады Академии наук СССР. 1973. Т. 211. № 2. C. 308–311.
  15. Aristov V.V., Rovenskaya O.I. Kinetic description of the turbulence in the supersonic compressible flow over a backward/forward-facing step // Computers & Fluids. 2015. Vol. 111, pp. 150–158. DOI: 10.1016/j.compfluid.2015.01.012
  16. Попов С.А. Математическое моделирование отрывных и нестационарных течений // Труды МАИ. 2006. № 22. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=34107
  17. Cambiera L., Heib S., Plot S. The Onera elsA CFD software: Input from research and feedback from industry // Mechanics & Industry. 2013. Vol. 14. No. 3, pp. 159–174. DOI: 10.1051/meca/2013056
  18. Волкова А.О. Струйно-перфорированные границы как эффективный способ уменьшения индукции границ при испытании модели профиля в трансзвуковой аэродинамической трубе // Вестник Московского авиационного института. 2021. Т. 28. № 4. С. 28–38. DOI: 10.34759/vst-2021-4-28-38
  19. Попов С.А. Моделирование течений сжимаемого газа на основе метода полных дифференциалов // Математическое моделирование. 2005. Т. 17. № 3. С. 99–119.
  20. Попов С.А., Рыжов Ю.А., Никитченко Ю.А. Программа, предназначенная для моделирования картины обтекания контуров плоских тел, «Flow Exact 2D» // Свидетельство о государственной регистрации № 2014662154. Бюл. № 12(98). 20.12.2014.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024