Авиационная и ракетно-космическая техника
DOI: 10.34759/vst-2023-1-180-189
Авторы
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
e-mail: przemek.markiewicz@mail.ru
Аннотация
Рассматриваются вопросы оптимальности выбора компромиссного режима крейсерского полета в условиях неопределенности целей полета магистрального самолета. Приводится метод многокритериального анализа эффективности с аналитическими весовыми коэффициентами, построенный на основе многоцелевого подхода. Представлен известный показатель эффективности крейсерского полета в аналитическом виде, а также предложены две постановки задачи анализа эффективности: эксплуатационная и траекторная. Разработан метод оптимизации крейсерского полета с использованием компромиссных режимов и введено понятие оптимальной крейсерской дальности, являющейся критерием эшелонирования. Приводятся результаты исследования эффективности крейсерского полета относительно высоты эшелона и массы самолета в конце полета. Объект исследования — магистральный самолет Ил-96-300.
Ключевые слова:
компромиссные режимы полета, многоцелевой подход, оптимизация крейсерского полета, многокритериальный анализ крейсерского полета, показатели эффективности крейсерского режима, критерий эшелонированияБиблиографический список
- Penner J.E., Lister D., Griggs D.J. et al. Aviation and the Global Atmosphere: A Special Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. — Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — 384 p.
- Брусов В.С., Баранов С.К. Оптимальное проектирование летательных аппаратов. — М.: Машиностроение, 1989. — 232 с.
- Воробьев В.Г., Кузнецов С.В. Автоматическое управление полетом самолетов: Учебник. — М.: Транспорт, 1995. — 448 с.
- Маркевич П. Оптимизация параметров крейсерского полета магистрального самолета на основе метода многоцелевого подхода // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2022. № 39. С. 72–80.
- Poles D., Nuic A., Mouillet V. Advanced aircraft performance modeling for ATM: Analysis of BADA model capabilities // 29th Digital Avionics Systems Conference (03–07 October 2010; Salt Lake City, UT, USA), pp. 1.D.1—1. DOI: 10.1109/DASC.2010.5655518
- Пиявский С.А., Брусов В.С., Хвилон Е.А. Оптимизация параметров многоцелевых лета-тельных аппаратов. — М.: Машиностроение, 1974. — 168 с.
- Пиявский С.А. Метод универсальных коэффициентов при принятии многокритериальных решений // Онтология проектирования. 2018. Т. 8. № 3(29). С. 449–468. DOI: 10.18287/2223-9537-2018-8-3-449-468
- Пиявский С.А. Формулы для вычисления универсальных коэффициентов при принятии многокритериальных ре-шений // Онтология проектирования. 2019. Т. 9. № 2(32). С. 282–298. DOI: 10.18287/2223-9537-2019-9-2-282-298
- Балык В.М., Калуцкий Н.С. Статистический синтез устойчивых проектных решений при проекти-ровании летательного аппарата в условиях многофакторной неопределенности // Вестник Московского авиационного института. 2008. Т. 15. № 1. С. 29–36.
- Балык В.М., Веденков К.В., Кулакова Р.Д. Методы структурно-параметрического син-теза многоцелевых систем летательных аппаратов с многомерным внешним неоднородным целевым множеством // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 4. С. 49–59.
- Маркевич П. Многокритериальный выбор профиля крыла на основе многоцелевого подхода для легкого гражданского самолета // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2020. № 30. С. 58–66.
- Маленков А.А. Выбор проектных решений при проектировании системы беспилотных летательных аппаратов в условиях многоцелевой неопределенности // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 2. С. 7–15.
- Теория принятия решений: Учебник / Под ред. В.Г. Халина: В 2 т. Т. 2. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 431 с.
- Брусов В.С., Одноволик Ю.В. Пример оценки решений в условиях нескольких критериев эф-фективности // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 2(188). С. 15–18.
- Брусов В.С., Одноволик Ю.В. Метод оценки решений при эксплуатации технических систем в условиях неоднозначности оценки эффективности // Научный Вестник МГТУ ГА. 2012. № 175. С. 78–83.
- Ефремов А.В., Захарченко В.Ф., Овчаренко В.Н. и др. Динамика полета: Учеб-ник / Под ред. Г.С. Бюшгенса. — М.: Машиностроение-Полет, 2017. — 775 с.
- Cook A. European Air Traffic Management: Principles, Practice and Research. — New York: Routledge, 2016. — 279 p.
- Калиниченко Б.В. Летные характеристики самолетов с газотурбинными двигателями. — М.: Машиностроение, 1986. — 144 с.
- Аэродинамика и динамика полета магистральных самолетов / Под ред. Г.С. Бюшгенса. — М.: Из-дательский отдел ЦАГИ; Пекин: Авиа-издательство КНР, 1995. — 772 с.
- Sanz Á., Claramunt C., Comendador V.F.G. et al. Air traffic management based on 4D-trajectories: requirements and practical implementation // 9th EASN International Conference on «Innovation in Aviation & Space». 2019. Vol. 304. No. 2, pp. 5001–5009. DOI: 10.1051/matecconf/201930405001
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |