Аэродинамические характеристики пакета воздухозаборников на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа дозвукового самолёта

Авиационная и ракетно-космическая техника


Авторы

Кажан Е. В.1*, Коротков Ю. В.1**, Лысенков А. В.1***, Ореховский В. В.1****, Архипов А. В.2*****

1. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
2. Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева (ЭМЗ), Жуковский, Московская область, Россия

*e-mail: erop.kazhan@tsagi.ru
**e-mail: e.goryunova@tsagi.ru
***e-mail: aleksandr.lysenkov@tsagi.ru
****e-mail: vasamat@yandex.ru
*****e-mail: d1@emz-m.ru

Аннотация

Обобщены результаты расчетных и экспериментальных исследований перспективной компоновки пассажирского дозвукового самолета с пакетным расположением двухдвигательной силовой установки на верхней поверхности планера в хвостовой части самолета с овальным фюзеляжем. Важными положительными свойствами такой компоновки являются возможность экранирования элементами планера самолета шума на местности, производимого при работе силовой установки, и защищенность силовой установки от попадания посторонних предметов с взлетно-посадочной полосы на режимах взлета и посадки самолета [1]. Рассмотрены несколько вариантов компоновки воздухозаборного устройства, и оценено влияние типа воздухозаборного устройства на газодинамические параметры потока в сечении входа в двигатель при различных режимах его работы.


Ключевые слова:

воздухозаборное устройство, компоновка двухдвигательной силовой установки, коэффициент восстановления полного давления

Библиографический список

  1. Шулекин В.Т. О механизме попадания посторонних предметов на вход двигателей при посадке воздушных судов // Научный вестник МГТУ ГА. 2010. № 161. С. 97–102.

  2. Архипов А.В., Ашмарин Д.В., Горбунов А.А. Вечна ли монополия традиционной схемы транспортного самолета? // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2020. № 11. С. 39–46.

  3. Болсуновский А.Л., Бондарев А.В., Гуревич Б.И. и др. Разработка и анализ концепций гражданского самолета, использующих принципы интеграции // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 49–63.

  4. Чевагин А.Ф. Аэродинамика силовых установок для перспективных малошумных воздушных судов // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2018. № 11. С. 50–59.

  5. Архипов А.В. Где вы, самолеты пятого поколения? // Крылья Родины. 2003. № 11. С. 3–10.

  6. Оссовский А.Е., Свириденко Ю.Н. О расчете влияния силовой установки на обтекание крыла трансзвуковым потоком // Ученые записки ЦАГИ. 1989. Т. XX. № 1. С.103-107.

  7. Эзрохи Ю.А., Каленский С.М., Морзеева Т.А., Хорева Е.А. Анализ концепции распределенной силовой установки с механическим приводом вентиляторов при интеграции с летательным аппаратом типа «летающее крыло» // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 96–109.

  8. Анисимов К.С., Кажан Е.В., Курсаков И.А. и др. Разработка облика самолета с использованием высокоточных методов вычислительной аэродинамики и оптимизации // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 2. С. 7–19.

  9. Васильев В.И., Лаврухин Г.Н., Лазарев В.В., Носков Г.П., Талызин В.А. Экспериментальное исследование характеристик интегральной силовой установки самолета типа «летающее крыло» // Ученые записки ЦАГИ. 2014. Т. XLV. № 3. С. 45–52.

  10. Иванюшкин А.К., Кажан Е.В., Коротков Ю.В. Исследования по снижению степени взаимовлияния воздухозаборников ТРДД в надфюзеляжной компоновке силовой установки // Материалы XXX научно-технической конференции по аэродинамике (25-26 апреля 2019; п. Володарского): Сборник трудов. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2019. С. 125–126.

  11. Панов С.Ю., Ковалев А.В., Айсин А.К., Ачекин А.А. Влияние расположения воздухозаборников летательных аппаратов на интенсивность вихреобразования // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 110–119.

  12. Босняков С.М. и др. Промышленные солверы пакета EWT-ЦАГИ и их верификация на серии стандартных тестов // Труды ЦАГИ. 2015. № 2735. C. 50–89.

  13. Босняков С.М. Концепция программного продукта EWT-ЦАГИ и основные этапы ее развития // Труды ЦАГИ, 2007. № 2671.

  14. Колган В.П. Применение принципа минимальных значений производной к построению конечно-разностных схем для расчета разрывных решений газовой динамики // Ученые записки ЦАГИ. 1972. Т. III. № 6. С. 68–77.

  15. Нгуен В.Х. Применение граничного условия «активный диск» к расчету неоднородного потока в воздухозаборнике современных турбореактивных двухконтурных двигателей // Инженерный журнал: наука и инновации. 2019. № 8. DOI: 10.18698/2308-6033-2019-8-1909

  16. Воронич И.В., Нгуен В.Х. Применение граничных условий «активный диск» в расчетном исследовании аэродинамической интерференции двигателя и планера пассажирского самолета // Инженерный журнал: наука и инновации. 2020. № 2(98). DOI: 10.18698/2308-6033-2020-2-1956

  17. Иванькин М.А., Третьяков В.Ф., Злобин В.И. и др. Использование численных методов при разработке дозвуковых туннельных воздухозаборников // Вестник РГАТА им. П.А. Соловьева. 2013. № 4(27). С. 3–9.

  18. Пахомов С.В. Моделирование пространственных вихревых течений воздушного потока на входе в воздухозаборник самолета // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 2(38). С. 91–98.

  19. Васильев В.И., Иванюшкин А.К., Павлюков Е.В., Соколов В.Д. Аэродинамика воздухозаборников и сопл маневренных самолетов // Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов. – М.: Изд-во РАН, 2016. С. 227–267.

  20. Arend D.J., Wolter J.D., Hirt S.M. et al. Experimental Evaluation of an Embedded Boundary Layer Ingesting Propulsor for Highly Efficient Subsonic Cruise Aircraft // 53rd AIAA/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference (10-12 July 2017; Atlanta, GA). DOI: 10.2514/6.2017-5041

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024