
Авиационная и ракетно-космическая техника
Авторы
*, **, ***Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
*e-mail: kaf101@mai.ru
**e-mail: kalutskijns@mai.ru
***e-mail: maksmai33@gmail.com
Аннотация
В статье предлагается подход к определению способности пассажирского самолета находиться на плаву при аварийной посадке на воду. В соответствии с требованиями авиационных правил, поведение самолета при посадке на воду должно быть исследовано посредством испытаний модели. Перспективным подходом для этого является численное моделирование.
В течение последних десятилетий был предложен ряд численных методов для моделирования посадки самолетов на воду в основном путем реализации методов вычислительной гидродинамики (CFD). К сожалению, разработчики большинства из них ограничиваются рассмотрением первичного этапа удара об воду и не учитывают продолжительного этапа нахождения самолета на поверхности воды во время эвакуации пассажиров.
В данной статье предложен численный метод для определения поведения самолета на поверхности воды при эвакуации пассажиров на основе методов математической оптимизации.
Ключевые слова:
сертификация гражданских воздушных судов, аварийное приводнение самолета, метод оптимизации для оценки плавучести самолета, разработка макросов CATIAСписок источников
- Qu Q., Hu M., Guo H. et al. Numerical Simulation of Water-Landing Performance of a Regional Aircraft // Journal of Aircraft. 2016. Vol. 53. No. 6, pp. 1680–1689. DOI: 10.2514/1.c033686
- Hughes K., Vignjevic R., Campbell J. et al. From Aerospace to Offshore: Bridging the Numerical Simulation Gaps—Simulation Advancements for Fluid Structure Interaction Problems // International Journal of Impact Engineering. 2013. Vol. 61, pp. 48–63. DOI: 10.1016/j.ijimpeng.2013.05.001
- Karman T. The impact of seaplane floats during landing. NACA TN 321, 1929.
- Wagner H. Über Stoß- und Gleitvogänge an der Oberfläche von Flüssigkeiten // ZAMM Journal of applied mathematics and mechanics: Zeitschrift für angewandte Mathematik und Mechanik. 1932. Vol. 12. No. 4, pp. 193-215. DOI: 10.1002/zamm.19320120402
- Mayo W.L. Analysis and modifications of theory for impact of seaplanes on water. NACA TR 810, 1945.
- Leigh B.R. Using the momentum method to estimate aircraft ditching loads // Canadian Aeronautics and Space Journal. 1988. Vol. 34, pp. 162-169.
- Soding H. Berechnung der Flugzeugbewegung beim Notwassern. Thecnische Universitat Hamburg-Harburg Arbeitsbereiche Schiffbau, Bericht Nr. 602. 1999.
- Shigunov V. Berechnung der Flugzeugbewegung beim Notwassern. Thecnische Universitat Hamburg-Harburg, Arbeitsbereiche Schiffbau, Bericht Nr. 608. 2000.
- Bensh L., Shigunov V., Soding V. Pressure distribution during water impact for A340 and A3XX // CRAVHI Reference number EDB-1675/01, 2001.
- Mayo W.L. Hydrodynamic impact of a system with a single elastic mode I. Theory and generalized solution with an application to an elastic airframe. NACA TR 1074, 1952.
- Miller R.W., Merten K.F. Hydrodynamic impact of a system with a single elastic mode II. Comparison of experimental force and response with theory. NACA TR 1075, 1952.
- Carcaterra A., Ciappi E. Hydrodynamic shock of elastic structures impacting on the water: theory and experiments // Journal of Sound and Vibration. 2004. Vol. 271. No. 1-2, pp. 411-439. DOI: 10.1016/j.jsv.2003.02.005
- Carcaterra A., Ciappi E. Prediction of the compressible stage slamming force on rigid and elastic systems impacting on the water surface // Non-linear Dynamics. 2000. Vol. 21. No. 2, pp. 193-220. DOI: 10.1023/A:1008338301185
- Faltinsen O.M., Landrini M., Grecco M. Slamming in marine applications // Journal of Engineering Mathematics. 2004. Vol. 48. No. 3, pp. 187-217. DOI: 10.1023/B:engi.0000018188.68304.ae
- Wernsdorfer T., Keller K., Climent H. CN-235-300M Deepwater – Subscale Model, Ditching and Floatation Tests Plan. EADS-CASA NT-3-AA0-03005. 2003. Issue A.
- Bensh L., Shigunov V., Beuck G., et al. Planned ditching simulation of a transport airplane // KRASH Users’ Seminar (07-10 January 2001; Phoenix/Arizona).
- Hua C., Fang C., Cheng J. Simulation of fluid-solid interaction on water ditching of an airplane by ALE method // Journal of Hydrodynamics, Ser. B. 2011. Vol. 23. No. 5, pp. 637–642. DOI: 10.1016/s1001-6058(10)60159-x
- Kozelkov A., Pogosyan, M. A., Strelets, D. Y., Tarasova, N. V. Application of mathematical modeling to solve the emergency water landing task in the interests of passenger aircraft certification // Aerospace Systems. 2021. Vol. 4. No. 1, pp. 75–89. DOI: 10.1007/s42401-020-00082-7
- Qu Q., Hu M., Guo H. et al. Study of Ditching Characteristics of Transport Aircraft by Global Moving Mesh Method // Journal of Aircraft. 2015. Vol. 52. No. 5, pp. 1550–1558. DOI: 10.2514/1.c032993
- Wang J., Lyle K. Simulating Space Capsule Water Landing with Explicit Finite Element Method // 48th AIAA/ASME/ASCE/AHS/ASC Structures, Structural Dynamics, and Materials Conference (23-26 April 2007; Honolulu, Hawaii). DOI: 10.2514/6.2007-1779
- Hammani I. Improvement of the SPH method for multiphase flows application to the emergency water landing of aircrafts: application to the emergency water landing of aircrafts. PhD thesis. L'école Centrale De Nantes. 2020. 145 p.
- Seddon C.M., Moatamedi M. Review of water entry with applications to aerospace structures // International Journal of Impact Engineering. 2006. Vol. 32. No. 7, pp. 1045–1067. DOI: 10.1016/j.ijimpeng.2004.09.002
- Certification Specifications and Acceptable Means of Compliance for Large Aeroplanes (CS-25). Amendment 27. European Aviation Safety Agency; Brussels, Belgium, 2021, 1381 p.
- Брутян М.А., Йе Х., Павленко О.В. Численное исследование особенностей обтекания механизированного профиля крыла на взлетно-посадочных режимах полета во влажном воздухе // Вестник Московского авиационного института. 2024. Т. 31. № 3. С. 7-13. URL: https://vestnikmai.ru/publications.php?ID=182553
- Лысенков А.В., Ореховский В.В., Кажан Е.В., Бугаев М.А. Методика расчета аэродинамических характеристик и оптимизация профилей для воздушных винтов с использованием численных методов, основанных на решении уравнений Рейнольдса // Вестник Московского авиационного института. 2024. Т. 31. № 3. С. 23-33.
- Rothwell A. Optimization Methods in Structural Design. Springer International Publishing, Springer, 2017. 332 p. DOI: 10.1007/978-3-319-55197-5
- Biran A., López-Pulido R. Ship Hydrostatics and Stability. 2nd ed. Butterworth-Heinemann (Elsevier), 2014. 414 p.
- Clark I.C. The management of merchant ship stability, trim and strength. London: The Nautical Institute, 2010. 30111 p.
- Faber T.E. Fluid Dynamics for Physicists. Cambridge University Press, 1995. 472 p.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2025 |