Авиационная техника
Авторы
1*, 2**1. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
2. Институт прикладной механики РАН, ИПРИМ РАН, Ленинский проспект, 32а, Москва, В-334, ГСП-1, 119991, Россия
*e-mail: t.grishanina@mai.ru
**e-mail: shklyarchuk@list.ru
Аннотация
Рассматривается обтекание тонкого деформируемого профиля мембранного крыла большого удлинения в дозвуковом потоке. Крыло образовано передней и задней тонкостенными балками, работающими на изгиб в вертикальной плоскости и на кручение. Балки соединены между собой поперечными дискретно расположенными нервюрами и натянутыми плоскими мембранами, покрытыми сверху и снизу профилированными слоями легкого пенопласта. Длина нервюр и, соответственно, натяжение мембран могут регулироваться.
С использованием точного решения аэродинамической задачи плоского стационарной обтекания деформируемого профиля и метода конечных элементов для мембраны получено численное решение линейной задачи статической аэроупругости профиля. В зависимости от безразмерного параметра, представляющего отношение скоростного напора к натяжению мембраны, определены: прогиб мембраны; распределение аэродинамического давления по длине профиля; аэродинамические коэффициенты подъемной силы и момента тангажа; граница дивергенции, при которой происходит «прохлопывание» мембраны.
Ключевые слова
профиль мембранного крыла, дозвуковое обтекание, аэроупругость, аэродинамические характеристики, дивергенцияБиблиографический список
- Thwaites B. The Aerodynamic Theory of Sails, Proceedings of the Royal Society of London, 1961, vol. 261, no. 1306, pp. 402-422.
- Nielsen J.N. Theory of Flexible Aerodynamics Surfaces, Journal of Applied Mechanics, 1963, vol. 30, pp. 435-442.
- Ormiston R.A. Theoretical and Experimental Aerodynamics of the Sail Wing, Journal Aircraft, 1971, vol. 8, no. 2, pp. 77-84.
- Vanden-Broeck J.-M., Keller J.B. Shape of a sail in a flow, The Physics of Fluids, 1981, vol. 24, no. 3, pp. 552-553.
- Брутян М.А., Крапивский П.Л. К теории паруса // Доклады АН СССР. 1983. Т. 268. № 3. С. 563-565.
- Брутян М.А., Крапивский П.Л. Теория тонкого деформируемого профиля // Труды ЦАГИ. 1983. Вып. 2216. С. 3-21.
- Брутян М.А. Влияние пассивной адаптации формы профиля на его аэродинамические характеристики при малых скоростях // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 11. С. 155-160.
- Бисплингхофф Р.Л., Эшли X., Халфмен Р.Л. Аэроупругость: Пер. с англ. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. — 800 с.
- Шклярчук Ф.Н. Аэроупругость самолета. — М.: Изд-во МАИ, 1985. — 77 с.
- Гришанина Т.В., Шклярчук Ф.Н. Динамика упругих управляемых конструкций. — М.: Изд-во МАИ, 2007. — 328 с.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |