Надёжность полета

Авиационная и ракетно-космическая техника

Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов

2016. Т. 23. № 1. С. 115-122.

Авторы

Писаренко В. Н.

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Московское шоссе, 34, Самара, 443086, Россия

e-mail: viktornpisarenko@gmail.com

Аннотация

Проанализированы условия выполнения полета на современных самолетах c экипажем из двух пилотов. Приведены фактические примеры необеспечения безопасности полёта с сопутствующими катастрофами. На основе преобразования блок-схемы управления самолетом Airbus A320 построена модель управления воздушным судном (ВС) экипажем из двух пилотов. Проведено расчётно-теоретическое исследование пилотирования ВС с целью обеспечения безопасности полёта. Cформулировано понятие надёжности полета, оценена надёжность полета в различных условиях управления ВС. Определена надёжность полета при автоматизированном управлении ВС и активном контроле полёта обоими пилотами. Выявлена закономерность снижения надёжности полета при отказе автоматизированного управления ВС и неучастии в управлении ВС второго пилота. Дана оценка влияния интенсивности отказов технических средств управления ВС, интенсивности ошибок пилотов и нагрузки на экипаж на надежность полёта в целом, произведен расчёт надёжности полета в этих условиях. Даны рекомендации по обеспечению надёжности при выполнении полётов.

Ключевые слова

воздушное судно, безопасность полета, автоматическое управление, матрица, ручное управление, вероятность отказа, надёжность полета

Библиографический список

  1. Авиакатастрофы, произошедшие по вине пилотов-самоубийц. URL: http://www.unian.net/world/1060537-aviakatastrofyi-proizoshedshih-po-vine-pilotov-samoubiyts.html (27.03.2015).

  2. Aviation Safety Network, https://aviation-safety.net/

  3. Безопасность на воздушном транспорте. URL: http://www.transbez.ru/transport/2.html (09.03.2013).

  4. Airbus A320. Single aisle technical training manual maintenance course. T1 & T2. Auto flight / France, AIRBUS, S.A.S., Oct 14, 2005. 174 p.
  5. Airbus A320. Flight crew operating manual. Flight control / France, AIRBUS, S.A.S., Oct 14, 2005. 43 p.
  6. Гренандер У. Лекции по теории образов. Том 1. Синтез образов. — М.: Мир, 1979. — 382 с.
  7. Писаренко В.Н. Управление процессами и системами эксплуатации авиационной техники. — Самара: Изд-во Сам. НЦ РАН, 2012. — 318 с.
  8. Шкляр В.Н. Надёжность систем управления.— Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. — 126 с.
  9. Boeing 737-300/400/500 Flight Attendant Manual. URL:http://www.candiler.com.tr/boeing-737-300400500-flight-attendant-manual/ (18.01.2000).


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024