Инженерный метод многодисциплинарной оптимизации динамического объекта

Авиационная и ракетно-космическая техника

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


Авторы

Романова Т. Н.1*, Пащенко О. Б.2**, Гаврилова Н. Ю.2***, Щетинин Г. А.1****

1. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1, Москва, 105005, Россия
2. Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», 1-й Боткинский проезд, 7, Москва, 125284, Россия

*e-mail: rtn@bmstu.ru
**e-mail: alexandoleg@post.ru
***e-mail: mamapasha@mail.ru
****e-mail: gashetinin@yandex.ru

Аннотация

Работа посвящена разработке метода многодисциплинарной оптимизации динамического объекта – горизонтального оперения маневренного самолёта. Эффективность оперения может быть оценена по величине создаваемого горизонтальным оперением момента (МГО) относительно соответствующей оси самолета. Исследованы различные подходы к оптимизации МГО для сверхзвуковых самолетов. Проанализированы результаты использования существующих методов оптимизации в рамках поставленной задачи. Разработан и предложен новый метод оптимизации. Показана его эффективность при различных входных параметрах. Результатом его применения являются оптимальные геометрические параметры горизонтального оперения, автоматически формируемые в среде «Моделирование» CAD системы Siemens NX 7.5.

Ключевые слова

многокритериальная оптимизация, принцип Парето, критерий Гурвица, ограничительная функция, горизонтальное оперение самолёта, момент горизонтального оперения

Библиографический список

  1. Бурнаев Е., Губарев Ф., Морозов С., Прохоров А., Хоминич Д. Многодисциплинарная оптимизация, анализ данных и автоматизация инженерных расчётов с помощью программного обеспечения комплекса pSeven // CAD/CAM/CAE Observer. 2014. № 4(88). С. 56-61. URL: http://www.cadcamcae.lv/N88/56-61.pdf

  2. Остославский И.В., Стражева И.В. Динамика полёта. Устойчивость и управляемость летательных аппаратов: Учебник. — М.: Машиностроение, 1965. — 502 с.

  3. ГОСТ 4401-81. Атмосфера стандартная. Параметры. — М.: Изд-во стандартов, 1981. — 180 с.

  4. Балакин В.Л., Лазарев Ю.Н. Динамика полета самолета. Устойчивость и управляемость продольного движения: электронный курс лекций. — Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королёва (нац. исслед. ун-т), 2011. URL: http://www.ssau.ru/files/struct/deps/dinpol/umo/DPS_ust_i_upr_prod_dv.pdf

  5. Попов Ю.И., Столяров Д.В. Влияние взаиморасположения балочных и кольцевых частей силового шпангоута на распределение нагрузки и массу //Вестник Московского авиационного института. 2010. Т. 17. № 1. C. 33-41.

  6. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. — М.: Физматлит, 2005. — 176 с.

  7. Римкевич В. Поиск минимума функции методом Хука-Дживса. URL: http://www.100byte.ru/stdntswrks/hj/hj.html

  8. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. — М.: Наука, 1975. — 768 с.



Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024