Многодисциплинарная оптимизация конфигураций горизонтального оперения маневренного самолёта

Авиационная и ракетно-космическая техника

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


Авторы

Романова Т. Н.1*, Пащенко О. Б.2**, Гаврилова Н. Ю.2***, Щетинин Г. А.1****

1. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1, Москва, 105005, Россия
2. Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», 1-й Боткинский проезд, 7, Москва, 125284, Россия

*e-mail: rtn@bmstu.ru
**e-mail: alexandoleg@post.ru
***e-mail: mamapasha@mail.ru
****e-mail: gashetinin@yandex.ru

Аннотация

Эффективность горизонтального оперения маневренного самолета может быть оценена по величине создаваемого момента (МГО), который это оперение может создать относительно соответствующей оси самолета. В работе исследованы различные подходы к оптимизации МГО для маневренных самолетов. Разработан новый метод многодисциплинарной оптимизации, позволяющий получать оптимальные значения геометрических параметров горизонтального оперения самолета по пяти критериям. На основе предложенного метода разработан программный модуль, который позволяет рассчитывать оптимальные геометрические параметры горизонтального оперения самолета в автоматическом режиме в созданной автоматизированной адаптивной параметрической системе в среде приложения «Моделирование» CAD-системы NX 7.5. Проведенные тестовые расчеты показали эффективность разработанного метода при различных входных параметрах.

Ключевые слова

многокритериальная оптимизация, принцип Парето, критерий Гурвица, ограничительная функция, горизонтальное оперение самолёта, момент горизонтального оперения

Библиографический список

  1. Бурнаев Е., Губарев Ф., Морозов С., Прохоров А., Хонич Д. Многодисциплинарная оптимизация, анализ данных и автоматизация инженерных расчётов с помощью программного обеспечения комплекса pSeven // CAD/CAM/CAE Observer. 2014. № 4 (88). С. 1-6.

  2. Зиненков Ю.В., Луковников А.В., Черкасов А.Н. Оценка эффективности силовой установки высотного беспилотного летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 3. С. 91-102.

  3. Фокин Д.Б., Исянов А.М. Исследования по формированию оптимального облика силовой установки перспективного ударного беспилотного летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т.21. № 4. С. 132-143.

  4. Романова Т.Н., Пащенко О.Б., Гаврилова Н.Ю., Щетинин Г.А. Инженерный метод оптимизации параметров горизонтального оперения маневренного самолета, интегрированный с CAD-системой // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 2. C. 40-52.

  5. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. — М.: Физматлит, 2005. — 176 с.

  6. Римкевич В. Поиск минимума функции методом Хука-Дживса. URL: http://www.100byte.ru/stdntswrks/hj/hj.html (дата обращения 22.02.2016).

  7. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования. — М.: Наука, 1972. — 768 с.



Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024