Применение суперконденсаторов в системах пуска авиационных двигателей

Электротехника

Электромеханика и электрические аппараты

2017. Т. 24. № 3. С. 127-133.

Авторы

Вышков Ю. Д.*, Резников С. Б.**

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4

*e-mail: yuvyshkov@mail.ru
**e-mail: rezn41@mail.ru

Аннотация

Первоначальный запуск авиационного двигателя в наземных условиях от неподвижного состояния до режима малого газа может осуществляться электрическим пусковым устройством с питанием от бортовых или наземных источников. Бортовые источники при этом – аккумуляторы, в наземных источниках напряжение может быть повышено. Аккумуляторы ограничивают мощность электрических пусковых систем, и для запуска мощных авиационных двигателей применяются неэлектрические системы. В работе рассматривается возможность увеличения мощности электрических систем запуска авиационных двигателей за счёт использования суперконденсаторов. В результате расширяется область применения электрических пусковых установок для запуска мощных авиационных двигателей, для которых в настоящее время используются воздушные и газотурбинные пусковые установки. Проведено имитационное моделирование пуска двигателя постоянного тока с использованием суперконденсатора; показаны существенное сокращение благодаря суперконденсатору времени достижения номинальной скорости вращения двигателя и возможность увеличения мощности электрических пусковых установок.

Ключевые слова

электрическая пусковая система авиационного двигателя, суперконденсатор, электродвигатель постоянного тока, имитационная модель пуска двигателя

Библиографический список

  1. Бакулев В.И., Голубев В.А., Крылов Б.А., Марчуков Е.Ю., Нечаев Ю.Н., Онищик И.И., Сосунов В.А., Чепкин В.М. Теория, расчёт и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок. – М.: Изд-во МАИ, 2003. – 688 с.

  2. Алабин М.А., Кац Б.М., Литвинов Ю.А. Запуск авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1968. – 227 с.

  3. Лёвин А.В., Алексеев И.И. Полностью электрифицированный самолёт от концепции к реализации // Авиационная промышленность. 2006. № 2. С. 24-31.

  4. Бибиков С.Б., Мальцев А.А., Кошелев Б.В., Зудов Б.В., Кудров М.А. Перспективные накопители энергии типа суперконденсаторов: принципы работы и применение в авиации и космической технике // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 2. С. 185-194.

  5. Васильев А. Конденсатор вместо аккумулятора, 2014. URL: http://www.elec.ru/articles/kondensator-vmesto-akkumulatora/

  6. Суперконденсаторы. URL: www.electrosad.ru/Electronics/SuperCon.htm

  7. Вешеневский С.Н. Расчет характеристик и сопротивлений для электродвигателей. – М.: Госэнергоиздат, 1954. – 327 с.

  8. Резников С.Б., Бочаров В.В., Харченко И.А. Электромагнитная и электроэнергетическая совместимость систем электроснабжения и вторичных источников питания полностью электрифицированных самолётов / Под ред. С.Б. Резникова. – М.: Изд-во МАИ, 2014. – 160 с.

  9. Карасёв Д.А., Арутюнов А.Г., Загордан А.А. К вопросу создания магистральных транспортных самолётов с электрическими силовыми установками // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. С. 132-139.



Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024