Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
Авторы
1, 2*1. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1, Москва, 105005, Россия
2. Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, ЦНИИмаш, ул. Пионерская, 4, Королев, Московская область, 141070, Россия
*e-mail: corp@tsniimash.ru
Аннотация
В настоящее время существует тенденция к созданию низкоорбитальных малых космических аппаратов (КА) различного назначения. Однако системный анализ и экспериментальные данные для КА с солнечной электрореактивной двигательной установкой (ЭРДУ), работающих на высоте 140–280 км, практически отсутствуют. Минимальная высота орбиты, ее связь с размерами и массой КА, а также с параметрами его двигательной установки, остаются неопределенными. В настоящей работе определены нижние пределы высоты орбиты hmin≈ 200 км для использования солнечной ЭРДУ с ионным двигателем и hmin≈ 180 км – стационарным плазменным двигателем (СПД). Верхним пределом высот, при снижении с которых приходится постоянно наращивать площадь солнечной батареи ЭРДУ для преодоления аэродинамического сопротивления атмосферы, является hmax≈ 260 км. Показано, что для длительной эксплуатации КА на высоте 180–260 км, возможно использование солнечной ЭРДУ и атмосферного газа в качестве рабочего вещества. В такой двигательной установке целесообразно использовать высокочастотный ионный электрореактивный двигатель (ВЧ ИД) мощностью 4,5–5 кВт. Масса ЭРДУ при указанных мощностях, с учетом массы солнечной батареи, будет не менее 90–100 кг, а минимальная масса всего КА соответственно не менее 500–600 кг.
Ключевые слова
малый космический аппарат, минимальная высота круговой орбиты, электрореактивная двигательная установка, солнечная батареяБиблиографический список
-
Ганзбург М.Ф., Кропотин С.А., Мурашко В.М., Попов А.Н., Севастьянов Н.Н., Смоленцев А.А., Соколов Б.А., Сухов Ю.И. Итоги десятилетней эксплуатации электроракетных двигательных установок в составе двух телекоммуникационных космических аппаратов «Ямал-200» на геостационарной орбите // Космическая техника и технологии. 2015. № 4(11). С. 25–39.
-
Горбунов А.В., Ходненко В.П., Хромов А.В., Мурашко В.М., Корякин А.И., Жасан В.С., Грихин Г.С., Галайко В.Н., Катасонов Н.М. Система коррекции орбиты малого космического аппарата дистанционного зондирования «Канопус-В» // Вопросы электромеханики. Труды ВНИИЭМ. 2012. Т. 126. № 1. С. 19–24.
-
Ермошкин Ю.М. Области рационального применения электрореактивных двигательных установок на космических аппаратах прикладного назначения // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева. 2011. № 2(35). С. 109–113.
-
Ткачук А.В., Козубский К.Н., Румянцев А.В. Двигательная установка с плазменными двигателями для космических микроаппаратов // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 2. С. 49–54.
-
Марахтанов М.К. О коррекции орбиты космической станции и искусственного спутника Земли с помощью солнечной электроракетной двигательной установки // Инженерный журнал: наука и инновации. 2013. № 10(22). С. 11–23.
-
Канев С.В., Петухов В.Г., Попов Г.А., Хартов С.А. Прямоточный электрореактивный двигатель для компенсации аэродинамического торможения низкоорбитальных космических аппаратов // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2015. № 3. С. 35–40.
-
Левантовский В.И. Механика космического полёта в элементарном изложении. – М.: Наука, 1980. – 512 с.
-
Амелин Л.А., Мовчан А.В., Муравьёв С.В., Сеник Н.А. Результаты наземных испытаний динамического макета космического аппарата «Канопус-В» № 1 // Вопросы электромеханики. Труды ВНИИЭМ. 2013. Т. 136. № 5. С. 31–34.
-
ГОСТ Р 25645.166-2004. Атмосфера Земли верхняя. Модель плотности для баллистического обеспечения полетов искусственных спутников Земли. – М.: Изд-во стандартов, 2004. С. 9–10.
-
Космический комплекс оперативного мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций «Канопус-В» с космическим аппаратом «Канопус-В» № 1. М.: ФГУП «НПП ВНИИЭМ», 2011.– 110 с.
-
Ерофеев А.И., Никифоров А.П., Попов Г.А., Суворов М.О., Сырин С.А., Хартов С.А. Разработка воздушного прямоточного электрореактивного двигателя для компенсации аэродинамического торможения низкоорбитальных космических аппаратов // Вестник НПО им. С.А. Лавочкина. 2016. № 3(33). С. 104–110.
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |