Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
Авторы
*, **, ***Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Московское шоссе, 34, Самара, 443086, Россия
*e-mail: kuzm@ssau.ru
**e-mail: tau@ssau.ru
***e-mail: filinov@ssau.ru
Аннотация
Представлены результаты исследования влияния размерности турбореактивных двигателей (ТРД) на оптимальные значения параметров его рабочего процесса (суммарной степени повышения давления и температуры газа перед турбиной) с учетом функциональных газодинамических и прочностных ограничений на параметры элементов газогенератора. Оптимизация параметров проведена в многокритериальной постановке с учетом функциональных ограничений. В качестве критериев выбраны суммарная масса силовой установки и топлива, потребного для полета летательного аппарата (ЛА) на заданную дальность, и удельный расход топлива на крейсерском режиме. Определены области оптимальных параметров рабочего процесса ТРД в диапазоне тяг от 0,1 до 100 кН. Показано, что при уменьшении размеров двигателя оптимальные значения параметров рабочего процесса уменьшаются, а области оптимальных параметров сужаются. Определены рациональные, по совокупности критериев, параметры рабочего процесса и конструктивные схемы турбокомпрессора ТРД в зависимости от тяги двигателя. Определена граница учёта малоразмерности.
Ключевые слова
проектирование, математическая модель, авиационный двигатель, конструктивная схема, оптимизацияБиблиографический список
-
Sehra A.K., Whitlow W.Jr. Propulsion and power for 21st century aviation // Progress in Aerospace Sciences. 2004. Vol. 40. No. 4-5, pp. 199-235.
-
Samson E.T. Gas Turbine Plant Modeling for Dynamic Simulation: Master of Science Thesis. KTH School of Industrial Engineering and Management. Department of Energy Technology. Division of Heat and Power. Stockholm. 2011. – 68 p.
-
Григорьев В.А., Загребельный А.О., Кузнецов С.П. К вопросу оценки массы силовой установки в задаче оптимизации параметров рабочего процесса авиационного турбовинтового двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 3. С. 103-106.
-
Ланский А.М., Лукачев С.В., Коломзаров О.В. Тенденции изменения геометрических размеров и интегральных параметров камер сгорания малоразмерных газотурбинных двигателей // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 3. С. 47-57.
-
Григорьев В.А., Зрелов В.А., Игнаткин Ю.М., Кузьмичев В.С., Пономарев Б.А., Шахматов Е.В. Вертолетные газотурбинные двигатели. – М.: Машиностроение, 2007. – 491 с.
-
Григорьев В.А., Ждановский А.В., Кузьмичев В.С., Осипов И.В., Пономарев Б.А. Выбор параметров и термогазодинамические расчеты авиационных газотурбинных двигателей: Учеб. пособие. – Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2009. – 202 с.
-
Epstein A.H. Millimeter-scale, Micro-ElectroMechanical Systems Gas Turbine Engines // Proceedings of ASME Turbo Expo – 2003. 2003. Vol. 4, pp. 669-696.
-
Кузьмичев В.С., Кулагин В.В., Крупенич И.Н., Ткаченко А.Ю., Рыбаков В.Н. Формирование виртуальной модели рабочего процесса газотурбинного двигателя в CAE системе «АСТРА» // Труды МАИ. 2013. № 67. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=41518
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |