Построение резервированного электромеханического привода повышенной надёжности

Машиностроение и машиноведение

Машиноведение, системы приводов и детали машин

2018. Т. 25. № 1. С. 121-131.

Авторы

Абдулин Р. Р.1*, Зудилин А. С.1**, Оболенский Ю. Г.***, Рожнин Н. Б.2****, Самсонович С. Л.2*****, Стиценко А. Н.1******

1. Московский научно-производственный комплекс «Авионика» им. О.В. Успенского, ул. Образцова, 7, Москва, 127055, Россия
2. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4

*e-mail: abdulin@mnpk.ru
**e-mail: zudilin.mail@mnpk.ru
***e-mail: y.obolensky@rsk-mig.ru
****e-mail: rozhnin@yandex.ru
*****e-mail: samsonovich40@mail.ru
******e-mail: stitsenko.mail@mnpk.ru

Аннотация

Установлено, что для достижения необходимых показателей надёжности электромеханических приводов первичной системы управления полётом самолёта необходимо использовать как поэлементное, так и структурное резервирование. Проанализированы возможные варианты схем построения резервированного электромеханического привода с учётом имеющихся данных об интенсивности отказов элементов привода. Предложены три схемы резервированных электромеханических приводов, позволяющих обеспечить требуемый уровень надёжности.

Ключевые слова

электромеханический привод, резервирование, исполнительный механизм, интенсивность отказов

Библиографический список

  1. Helsley C. Power by Wire for Aircraft The All-Electric Airplane. – SAE Technical Paper 771006, 1977, 15 p. DOI: 10.4271/771006

  2. Левин А.В., Алексеев И.И., Харитонов С.А., Ковалёв Л.К. Электрический самолет: от идеи до реализации. – М.: Машиностроение, 2010. – 288 с.

  3. Ермаков С.А., Карев В.И., Митриченко А.Н., Селиванов А.М., Сухоруков Р.В. Системы рулевых приводов пассажирских самолётов, их развитие и обеспечение безотказности управления // Вестник Московского авиационного института. 2010. Т. 17. № 3. С. 18–29.

  4. Авиационные правила. Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. Раздел А-0. Общие требования лётной годности самолёта при отказах функциональных систем. – М.: МАК, 2009. С. 14–41.

  5. Самсонович С.Л., Огольцов И.И., Халецкий Л.В., Ерофеев Е.В. Системы энергопитания рулевых приводов первичных органов управления пассажирского самолёта. Патент РФ 2598926 C1. Бюлл. № 28, 22.05.2016.

  6. Алексашин А.А., Нестеров В.А., Урсу В.Е. Устройство электромеханического привода аэродинамической поверхности самолёта. Патент РФ 2442721. Бюлл. № 5, 20.02.2012.

  7. Оболенский Ю.Г., Самсонович С.Л., Степанов В.С. Силовой мини-привод подвижной аэродинамической поверхности летательного аппарата. Патент РФ 2408125. Бюлл. № 36, 27.12.2010.

  8. Борисов М.В., Крылов Н.В., Степанов В.С., Самсонович С.Л., Огольцов И.И., Оболенский Ю.Г. Электромеханический мини-привод поступательного действия. Патент РФ 2526366. Бюлл. № 23, 20.08.2014.

  9. Стрембом В. Устройство для расцепления привода. Патент РФ 2488027 С1. Бюлл. № 20, 20.07.2013.

  10. Randall J.C. Series redundant drive system. Patent US 3950686 A, 13.04.1976.

  11. Mooney A.W. Mechanical translating device. Patent US 2441247 A, 11.05.1948.

  12. Cronin M.J. Electromechanical actuator system with anti-jamming features. Patent US 4575027, 11.03.1986.

  13. Ravoux N., Vallee B. Electromechanical actuator with anti-blocking means. Patent US 20150323055 A1, 12.11.2015.

  14. Оболенский Ю.Г. Управление полётом маневренных самолётов. – М.: Филиал Воениздат, 2007. – 480 с.

  15. Крылов Н.В., Лалабеков В.И., Огольцов И.И., Самсонович С.Л., Степанов В.С. Электромеханические силовые мини-приводы для «более электрофицированного» самолёта. – М.: Изд-во МАИ, 2016. – 360 с.

  16. Krylov N.V., Makarin M.A., Ogoltsov I.I., Rozhnin N.B., Samsonovich S.L. The possibility of increasing the level of flight safety, using actuators with two inputs: electric and mechanical // International conference on Recent advances in aerospace actuation systems and components. Toulouse, France, 2016, pp. 16–18.

  17. Оболенский Ю.Г., Ермаков Е.А., Сухоруков Р.В. Введение в проектирование систем авиационных рулевых приводов: Учебное пособие. – М.: Изд-во ГУП Москвы «Окружная газета ЮЗАО», 2011. – 344 с.

  18. Редько П.Г. Повышение безотказности и улучшение характеристик электрогидравлических следящих приводов. – М.: Изд-во Янус-К, 2002. – 232 с.

  19. Показатели эксплуатационной надежности элементов гидроприводов систем управления летательных аппаратов: Справочник по надежности. – Павлово: ПМЗ «Восход», 1999. – 213 с.

  20. Бородин С.М. Обеспечение надежности при проектировании РЭС: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 106 с.

  21. Bennett J.W., Mecrow B.C., Atkinson D.J., Atkinson G.J. Safety-critical design of electromechanical actuation systems in commercial aircraft // IET Electric Power Applications. 2011. Vol. 5. No. 1, pp. 37–47. DOI: 10.1049/iet-epa.2009.0304



Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024