Анализ применения авторотации при натурных испытаниях безопасной посадки

Авиационная и ракетно-космическая техника

Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов

2020. Т. 27. № 2. С. 185-195.

DOI: 10.34759/vst-2020-2-185-195

Авторы

Морозов А. А. 1*, Илюхин С. Н. 2**, Хлупнов А. И. 1***

1. Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля, МВЗ им. М.Л. Миля, ул. Гаршина, 26/1, Томилино, Московская область, 140070, Россия
2. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1, Москва, 105005, Россия

*e-mail: morozov_bmstu@mail.ru
**e-mail: iljuchin.stepan@bmstu.ru
***e-mail: fkz1913@mail.ru

Аннотация

Работа посвящена актуальному вопросу авторотации при аварийных ситуациях, связанных с неполадками двигателя на вертолётах. Приведены основные теоретические данные о физике авторотации несущего винта и выделены основные зоны авторотации. Кроме того, в статье рассмотрена методика действий при аварийной ситуации, связанной с неполадками двигателя, на вертолётах типа Ми-8,24,28, а также дано научное обоснование выбора основных параметров, позволяющих вертолёту совершить посадку с неработающими двигателями.

Ключевые слова:

самовращение несущего винта, нештатная посадка вертолёта, режимы авторотации, алгоритм управления

Библиографический список

  1. Snyder R. Occupant Impact Injury Tolerances for Aircraft Crashworthiness Design. – SAE Technical Paper 710406, 1971. DOI: 10.4271/710406

  2. Shanahan D.F. Human Tolerance and Crash Survivability. - Paper presented at the RTO HFM Lecture Series on “Pathological Aspects and Associated Biodynamics in Aircraft Accident Investigation”, held in Madrid, Spain, 28-29 October 2004; Königsbrück, Germany, 2-3 November 2004, and published in RTO - EN-HFM-113. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.212.5449&rep=rep1&type=pdf

  3. Пронин А.М., Рябыкина Р.В., Смыслов В.И. Экспериментальное исследование вынужденных колебаний самолета при отрыве лопатки двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 2. С. 51-60.

  4. Haddon D., Colombo P.G. Workshop background, objectives // Helicopter Ditching, Water Impact & Survivability Workshop (5-6 December 2011, Cologne, Germany), https://www.easa.europa.eu/newsroom-and-events/events/helicopter-ditching-water-impact-survivability

  5. Неделько Д.В., Сафиуллин А.Ф. Применение метода конечных элементов для определения параметров приводнения самолетов и вертолетов различного типа // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 2. С. 61-72.

  6. Пермяков C.H., Савельев E.A. Исследование проблем создания авариестойкой топливной системы вертолёта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1(5). С. 1536-1539.

  7. Luo C., Liu H., Yang J.-L., Liu K.-X. Simulation and Analysis of Crashworthiness of Fuel Tank for Helicopters // Chinese Journal of Aeronautics. 2007. Vol. 20. No. 3, pp. 230-235. DOI: 10.1016/ S1000-9361(07)60037-5

  8. Kindervater C.M. Aircraft and Helicopter Crashworthiness: Design and Simulation // Crashworthiness of Transportation Systems: Structural Impact and Occupant Protection. NATO ASI Series (Series E: Applied Sciences). Vol. 332, pp. 525-577. DOI: 10.1007/978-94-011-5796-4_20

  9. Лазутин Е.А., Чубарев И.В. Проектирование системы снижения маневренных нагрузок магистрального пассажирского самолета // Инженерный журнал: наука и инновации. 2017. № 12(72). DOI: 10.18698/2308-6033-2017-12-1713

  10. Bisagni C. Crashworthiness of helicopter subfloor structures // International Journal of Impact Engineering. 2002. Vol. 27. No. 10, pp. 1067-1082. DOI: 10.1016/S0734-743X(02)00015-5

  11. Николаев Е.И., Неделько Д.В., Шувалов В.А., Югай П.В. Применение внешних подушек безопасности на вертолете // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 3. С. 91-101.

  12. Kim H., Kirby B.P.D. Investigation of External Airbags for Rotorcraft Crashworthiness // AIAA Journal of Aircraft. 2006. Vol. 43. No. 3, pp. 809-816. DOI: 10.2514/1.17506

  13. Lu Zi, Seifert M, Tho Cheng-Ho. Inflating rotorcraft external airbags in stages. Patent US 9452843B1, 27.09. 2016.

  14. На Л., Чжэфэн Ю., И Ф. Численное моделирование и применение в кресле пилота амортизатора, выполненного по принципу складывающейся внутрь композиционной трубки // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 178-188.

  15. Littell J.D., Jackson K.E, Annett M.S., Seal M.D., Fasanella E.L. The development of two composite energy absorbers for use in a transport rotorcraft airframe crash testbed (TRACT 2) full-scale crash test // American Helicopter Society 71st Annual Forum (Virginia, 5-7 May 2015). URL: https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20160005978.pdf

  16. Coltman J.W. Rotorcraft crashworthy airframe and fuel system technology development program // U.S. Department of Transportation. Federal Aviation Administration. October 1994. URL: http://www.tc.faa.gov/its/worldpac/techrpt/ct91-7.pdf

  17. Морозов А.А. Разработка методики авторотации при аварийных ситуациях // Молодёжный научно-технический вестник. 2013. № 8. URL: https://docplayer.ru/47287337-Razrabotka-metodiki-issledovaniya-avtorotacii-pri-avariynyh-situaciyah.html

  18. Авиационные правила. Ч. 29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории / Межгосударственный авиационный комитет. – М.: Авиаиздат, 2018. – 185 с.

  19. Padfield R.R. Learning to Fly Helicopters. – McGraw-Hill Professional, 1992. – 354 p.

  20. Калугин В.Т. (ред.) Аэродинамика: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. – 608 с.

  21. Карман Т. Аэродинамика. Избранные темы в их историческом развитии. Пер. с англ. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. – 208 с.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2020