Авиационная и ракетно-космическая техника
Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов
Авторы
e-mail: aleksej_ne@mail.ru
Аннотация
Рассмотрены современные методы оценки и моделирования рисков возникновения нештатных ситуаций на борту космического аппарата (КА). Выявлена и обоснована необходимость применения математических моделей в управлении полетом космическим аппаратом. На основе проведенного анализа автор предлагает использовать следующие методы: логико-лингвистический и теорию нечетких множеств. Данные методы позволяют выстроить сценарии развития нештатных ситуаций на борту КА и дать оценку риска возникновения в условиях нечеткой информации о текущей ситуации на борту КА.
Ключевые слова
космический аппарат, риск, моделирование рисков, анализ состояния, полёт, управление полетом космического аппарата, нештатная ситуацияБиблиографический список
-
Кравец В.Г., Любинский В.Е. Основы управления космическими полётами. – М.: Машиностроение, 1983. – 224 с.
-
Соловьев В.А., Лысенко Л.Н., Любинский В.E. Управление космическими полетами: Учеб. Пособие в 2 частях. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. Ч. 2. – 426 с.
-
Соловьев В.А., Любинский В.Е., Матюшин М.М. Проблемы управления полетами пилотируемых космических комплексов // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Машиностроение. 2013. № 3. С. 39-52.
-
Донсков А.В., Мишурова Н.В., Соловьев С.В. Автоматизированная система контроля состояния космического аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 3. С. 151-160.
-
Л. фон Берталанфи. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82 (520 с.).
-
Месарович М., Такахара Я. Основания общей теории систем // Общая теория систем: математические основы / Под ред. С. В. Емельянова. М.: Мир, 1978. – 312 с.
-
Белов П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. – М.: ГНТБ Безопасность, 1996. – 424 с.
-
Обухов Ю.В., Попов А.С., Орлов А.С., Котова А.О. Применение имитационного моделирования для оценки безопасности полетов // Труды МАИ. 2015. № 81. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=57729
-
Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н. Общая теория рисков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
-
Вентцель Е.С. Исследование операций. – М.: Советское радио, 1972. – 551 с.
-
Дюбуа Д., Прад А. Теория возможностей. Приложения к представлению знаний в информатике: Пер. с франц. – М.: Радио и связь, 1990. – 288 с.
-
РМГ 91-2009. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Совместное использование понятий «погрешность измерения» и «неопределенность измерения». Общие принципы. – М.: Издательство стандартов, 2010. – 81 с.
-
ГОСТ 21878-76. Случайные процессы и динамические системы. – М.: Издательство стандартов, 1976. – 45 с.
-
Гражданкин А.И. Экспертная система оценки техногенного риска опасных производственных объектов // Безопасность жизнедеятельности. 2001. № 2. С. 6-10.
-
Белешев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. – М.: Наука, 1973. – 161 с.
-
Хенли Э.Дж., Кумамото Х. Надежность технических систем и оценка риска. – М.: Машиностроение, 1984. – 528 с.
-
Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976. – 165 с.
-
Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. – М.: Энергоатомиздат, 1981. – 231 с.
-
Гаврилова Т.А. Логико-лингвистическое управление как введение в управление знаниями // Новости искусственного интеллекта. 2002. № 6. С. 45-60.
-
Борисов А.Н., Алексеев A.B., Крумбер О.A. Модели принятия решений на основе лингвистической переменной. – Рига: Зинатие, 1982. – 256 с.
-
Донсков А.В. Лингвистическое моделирование анализа рисков возникновения аварийной ситуации на борту пилотируемого космического аппарата на примере системы обеспечения температурного режима на Российском сегменте Международной космической станции // Инженерный журнал: наука и инновации. 2016. № 5(23). DOI: 10.18698/2308-6033-2016-05-1488
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |