Экспериментальное исследование вынужденных колебаний самолета при отрыве лопатки двигателя

Авиационная и ракетно-космическая техника

Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов


Авторы

Пронин М. А.*, Рябыкина Р. В.**, Смыслов В. И.***

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия

*e-mail: pronin_m@pochta.ru
**e-mail: regina.leontjeva@gmail.com
***e-mail: smysl@mail.ru

Аннотация

Приведены: методика наземных испытаний с моделированием сил при невращающемся роторе двигателя, ос­новные соотношения и границы их применения, данные о средствах воспроизведения силовых воздействий на самолет, оценки достоверности и примеры результатов эксперимента с измерением частотных характеристик в режиме авторотации.

Ключевые слова

колебания самолета, потеря лопатки, дисбаланс двигателя, экспериментальное исследование

Библиографический список

  1. Кузнецов О.А., Смыслов В.И. Дисбаланс двигателя при потере лопатки и вынужденные колебания са­молета – расчет и эксперимент // Труды ЦАГИ. Вып. 2714. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2013. – 34 с.

  2. Авиационные правила. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов / Межгосу­дарственный авиационный комитет. – М.: Авиаиздат, 2004. – 48 с.

  3. Нормы летной годности гражданских самолетов СССР. – 3-е изд. – М.: Междувед. комис. по нормам летной годности гражд. самолетов и вертолетов СССР, 1984. – 464 с.

  4. Авиационные правила. Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории / Межгосударственный авиационный комитет. – 3-е изд. – М.: Авиаиздат, 1994. – 267 с.

  5. Engine Windmilling Imbalance Loads – Final Report, dated 1 July 1997. Aviation Rulemaking Advisory Committee (ARAC) recommendations to the FAA.

  6. Certification Specifications and Acceptable Means of Compliance for Large Aeroplanes CS-25. Amendment 8, 18 December 2009.

  7. JAA NPA 25E-306: Sustained Engine Imbalance – published for consultation from 1 February – 1 May 2002NPA 2007-15 24 Oct 2007 Engine & Auxiliary Power Unit (APU) failure loads and sustained engine windmilling. – 157 p.

  8. ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования. – М.: Стандартинформ, 2008. – 28 с.

  9. Ивантеев В.И., Кузнецов О.А., Емельянов В.И., Политое В.В., Стеба М.А. Методы расчета динамичес­кого нагружения самолета при полете в неспокойном воздухе // Руководство для конструкторов. Т. 3, кн. 1, вып. 7. – М.: РДК ЦАГИ, 1980. С. 73.

  10. Кузнецов О.А., Орлова Т.И. Динамическое нагружение самолета в полете от дисбаланса двигателя при потере лопатки // Труды ЦАГИ. Вып. 2675 «Прочность, колебания и ресурс авиационных конструкций и сооружений»: Сб. статей. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2007. С. 85-90.

  11. Кузнецов О.А. Динамические нагрузки на самолет. – М.: Физматлит, 2008. – 264 с.

  12. Kuznetsov O.A., Leontieva R.V. Dynamic loads on aircraft due to engine imbalance at blade off. Report IF-S5B // International Forum on Aeroelasticity and Structural Dynamics IFASD-2013 (Bristol, United Kingdom, 24-27 June 2013). – Curran Associates, Inc. 2014. Vol. 1, pp. 326-338.

  13. Кузнецов О.А., Смыслов В.И. К задаче о динамичес­ком нагружении самолета от дисбаланса двигате­ля после отрыва лопатки // Техника Воздушного Флота. 1996. № 3-4. С. 18-24.

  14. Кузнецов О.А., Смыслов В.И. Силовые воздействия на конструкцию самолета при отрыве лопатки дви­гателя и их воспроизведение на земле // Ученые записки ЦАГИ. 1999. Т. 30. № 3-4. С. 139-150.

  15. Lubrina P. Ground vibration experiments on large civil aircraft for engine imbalance purpose // International Forum on Aeroelasticity and Structural Dynamics IFASD-2003 (24-27 June 2003, Amsterdam).

  16. Leonteva R.V. Procedure of ground vibration experiments on aircraft with simulating forces due to engine imbalance at blade loss // 29th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences, St. Petersburg, September 7-12, 2014. Paper 0859.

  17. Леонтьева Р.В., Смыслов В.И. Особенности моделирования силовых воздействий поврежденного двигателя при резонансных испытаниях самолета // Ученые записки ЦАГИ. 2016. Т. 47. № 6. С. 61–74.

  18. Prodera modal analysis systems and software. Technical articles. URL: http://www.prodera.com/uk/prodera_articles.htm

  19. Лурье А.И. Аналитическая динамика. – M.: ГИФМЛ, 1961. – 824 с.

  20. Стрелков С.П. Механика. – 3-е изд. – М.: Наука, 1975. – 560 с.

  21. Курс теоретической механики / Под ред. К.С. Колесникова. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 736 с.

  22. Вибрации в технике: Справочник: В 6-ти т. Т.5 «Измерения и испытания» / Под ред. М.Д. Генкина. – М.: Машиностроение, 1981. Гл. XV «Определение характеристик собственных колебаний». С. 330-348.

  23. Энциклопедия «Машиностроение»: В 40 т. Т. IV-21 «Самолеты и вертолеты»: В 3-х кн. Кн. 1 «Аэродинамика, динамика полета и проч­ность». – М.: Машиностроение, 2004. – 800 с.

  24. Хейлен В., Ламменс С., Сас П. Модальный анализ: теория и испытания: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Смыслова. – М.: Новатест, 2010. – 319 с.

  25. Быков А.В. Программно-аппаратный комплекс для исследований аэроупругой устойчивости маневрен­ных летательных аппаратов // III Научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов «Исследования и перспективные разработки в авиационной промышленности»: Статьи и материалы. – М.: ОКБ Сухого, 2005. С. 527.

  26. Быков А.В., Парафесь С.Г., Смыслов В.И. Программно-аппаратный комплекс для проведения расчетно­экспериментальных исследований аэроупругой устойчивости летательных аппаратов // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 5. С. 56-63.

  27. LMS International, http://www.lmsintl.com/

  28. Жаров Е.А., Смыслов В.И. О точности измерения параметров собственных колебаний летательных аппаратов при резонансных испытаниях // Труды ЦАГИ. Вып. 2219. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1984. С. 60-74



Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024