Авиационная и ракетно-космическая техника
Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов
Авторы
1*, 1**, 2***, 1****1. Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ, ул. Карла Маркса, 10, Казань, 420111, Россия
2. Казанский вертолетный завод, ул. Тэцевская, 14, Казань, 420085, Россия
*e-mail: nikolaev_ei@kazanhelicopters.com
**e-mail: airat9415@mail.ru
***e-mail: vshuvalov@kazanheliopters.com
****e-mail: pavelyugai@yandex.ru
Аннотация
Рассматривается возможность применения системы внешних энергопоглощающих подушек безопасности для спасения вертолета. Выполнено моделирование основных расчетных случаев нагружения вертолета в процессе аварийной посадки с использованием метода конечных элементов. Исследовано влияние подушек безопасности на скорости и ускорения, действующие в центре масс вертолета в процессе аварийной посадки. Получены зависимости изменения давления, массового расхода и температуры газа от времени обжатия подушек. На основе анализа расчетов определены основные проектные параметры (начальное давление, площадь выходного отверстия и т.п.) внешних подушек безопасности.
Ключевые слова
энергопоглощение, аварийная посадка вертолета, внешние подушки безопасности, газодинамические характеристики подушек, моделирование удара вертолетаБиблиографический список
-
Snyder R. Occupant Impact Injury Tolerances for Aircraft Crashworthiness Design // SAE Technical Paper 710406, 1971. URL: https://www.sae.org/publications/technical-papers/content/710406
-
Shanahan D.F. Human Tolerance and Crash Survivability // Paper presented at the RTO HFM Lecture Series on “Pathological Aspects and Associated Biodynamics in Aircraft Accident Investigation”, held in Madrid, Spain, 28-29 October 2004; Königsbrück, Germany, 2-3 November 2004, and published in RTO- EN-HFM-113. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi= 10.1.1.212.5449&rep=rep1&type=pdf
-
Eiband A.M. Human Tolerance to Rapidly Applied Accelerations: A Summary of the Literature // NASA Lewis Research Center, Cleveland, OH United States, Jun 01, 1959. URL: https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19980228043.pdf
-
Fuel system drop test simulation. Virtual Testing - 12th EASA Rotorcraft Symposium. Virtual Testing - 12th EASA Rotorcraft Symposium, 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iRyPZh7jyKY
-
Пермяков C.H., Савельев E.A. Исследование проблем создания авариестойкой топливной системы вертолёта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. №1(5). С. 1536-1539.
-
LUO Cheng, LIU Hua, YANG Jia-ling, LIUKai-xin. Simulation and Analysis of Crashworthiness of Fuel Tank for Helicopters // Chinese Journal of Aeronautics. 2007. Vol. 20. No. 3, pp. 230-235. DOI: 10.1016/ S1000-9361(07)60037-5
-
Kindervater C.M. Aircraft and Helicopter Crashworthiness: Design and Simulation // Crashworthiness of Transportation Systems: Structural Impact and Occupant Protection. NATO ASI Series (Series E: Applied Sciences). vol. 332, pp 525-577. DOI: 10.1007/978-94-011-5796-4_20
-
Bisagni C. Crashworthiness of helicopter subfloor structures // International Journal of Impact Engineering. 2002. Vol. 27. No. 10, pp. 1067-1082. DOI: 10.1016/S0734-743X(02)00015-5
-
Littell J.D., Jackson K. E, Annett M.S., Seal M.D., Fasanella E.L. The development of two composite energy absorbers for use in a transport rotorcraft airframe crash testbed (TRACT 2) full-scale crash test // American Helicopter Society 71st Annual Forum (Virginia, 5-7 May 2015. URL: https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20160005978.pdf
-
На Л, Чжэфэн Ю, И Ф. Численное моделирование и применение в кресле пилота амортизатора, выполненного по принципу складывающейся внутрь композиционной трубки // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 178-188.
-
Vidra E. Rafael’s Airbag Protection for Helicopters Proves Maximum Surviv-ability. 2005. URL: https://www.vccafe.com/2005/12/19/rafaels-airbag-protection-for-helicopters-proves-maximum-survivability/
-
Tutt B, Sandy C, Corliss J. Status of the development of an airbag landing system for the Orion crew module // 20th AIAA aerodynamic decelerator systems technology conference and seminar (Seattle, Washington, 4-7 May 2009). DOI: 10.2514/6.2009-2923
-
Kim H, Kirby B.P.D. Investigation of External Airbags for Rotorcraft Crashworthiness // AIAA Journal of Aircraft. 2006. Vol. 43. No. 3, pp. 809-816.
-
Coltman J.W. Rotorcraft crashworthy airframe and fuel system technology development program // U.S. Department of Transportation. Federal Aviation Administration. October 1994. URL: http://www.tc.faa.gov/its/worldpac/techrpt/ct91-7.pdf
-
See How Car Airbags Inspired This New Spacecraft Landing System, 2017, https://www.youtube.com/watch?v=y0FSeF2jNuI
-
Sydney Do. An Airbag-Based Crew Impact Attenuation System for the Orion Crew Exploration Vehicle. Thesis (S.M.) - Massachusetts Institute of Technology, Dept. of Aeronautics and Astronautics, 2011. – 271 p. URL: http://ssl.mit.edu/publications/theses/SM-2011- DoSydney.pdf
-
Авиационные правила. Ч. 29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории / Межгосударственный авиационный комитет. – М.: Авиаиздат, 2001. – 144 с.
-
Lu Zi, Seifert M, Tho Cheng-Ho. Inflating rotorcraft external airbags in stages. Patent US 9452843B1, 27.09. 2016.
-
Hill A.T., Zi Lu, Lynds R.S., Hansen A.R. High efficiency external airbag for crash attenuation. Patent US9487301B2, 30.08.2012.
-
Rotman I., Rosenberg G. External airbag protection system for helicopters. Patent US5992794A, 30.11.1999.
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |