Авиационная и ракетно-космическая техника
Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2019-4-7-16
Авторы
*, , ,Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
*e-mail: vgorbovskoy@mail.ru
Аннотация
Одной из наиболее актуальных проблем при разработке сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС) нового поколения является обеспечение экологических требований, в том числе по уровню шума в районе аэропорта. Это требует поиска технических решений, обеспечивающих как низкий уровень потерь тяги сопла на всех режимах полёта, так и уменьшения скорости истечения реактивной струи для снижения уровня ее шума на взлётнопосадочных режимах. Для сокращения временных и финансовых затрат на этапах предварительного проектирования целесообразно использование расчетных методов, обеспечивающих высокий уровень достоверности результатов. Разработана методика исследования тяговых характеристик реактивного сопла СПС на режимах взлета и посадки, разгона-набора высоты, трансзвукового и сверхзвукового крейсерского полета с помощью методов вычислительной газовой динамики, основанных на численном решении осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса и реализованных в программном комплексе ANSYS CFX. Исследована модель плоского реактивного сопла СПС типа миксер-эжектор с системой шумоглушения на режимах взлета и посадки. Выполнены расчетные исследования по определению тяговых характеристик сопла на всех режимах полета, и проведена валидация их результатов по данным экспериментальных исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ.
Ключевые слова
сопло сверхзвукового пассажирского самолета, уменьшение шума струи реактивного двигателя, потери тяги сопла, вычислительная газовая динамика, расчетные исследования тяговых характеристик соплаБиблиографический список
-
Мунин А.Г. Кузнецов В.М. Леонтьев Е.А. Аэродинамические источники шума. – М.: Машиностроение, 1981. – 248 с.
-
Лаврухин Г.Н. Аэрогазодинамика реактивных сопел. – Т. 1. Внутренние характеристики сопел. – М.: Физматлит, 2003. – 376 с.
-
Соркин Л.И. Проблемы уменьшения шума реактивных двигателей: Сб. переводов. – М.: Изд-во иностр. лит., 1961. – 142 с.
-
Поляков В.В. Реверсивные устройства силовых установок с воздушно-реактивными двигателями / Науч. ред. Б. А. Черкасов // Итоги науки и техники. Сер. Авиастроение. Т. 5. М.: ВИНИТИ, 1978. 210 с.
-
Richards E.J. Some thoughts on noise suppression nozzle design. – Combustion and propulsion. Third AGARD Colloquium, London Pergamon press. 1958. Part III, pp. 197-223.
-
Greatrex F.B., Brown D.M. Progress in jet engine noise reduction // Advances in aeronautical sciences. Proceedings of the first congress in the aeronautical sciences, Madrid, 8-13 September, 1958, pp. 364-392. DOI: 10.1016/B978-1-4831-9832-3.50021-8
-
Petil J.E., Scholey B.B. STOL Transport thrust reverser/ vectoring program // AFAPL-TR-72109. 1973. Vol. I & II.
-
Knowles K. Combined Noise and Flow Control of Supersonic Jets Using Swirl // DGLR/ AIAA14th Aeroacoustics Conference (Aachen, Germany, May 11-14, 1992). Vol. 2, pp. 746-751.
-
Louis J.W. HASA’s High-Speed Research Program // 7th European Aerospace Conference (EAC 94) on the Supersonic Transport of Second Generation (25-27 October 1994). URL: https://www.nasa.gov/centers/langley/news/factsheets/HSR-Overview2.html
-
Whurr J. Propulsion system concepts and technology requirements for quiet supersonic transports // International Journal of Aeroacoustics. 2004. Vol. 3. No. 3, pp. 259-270.
-
Житенёв В.К., Колесникова С.А., Крашенинников С.Ю., Миронов А.К., ЕЛенкин А.В. Шумоглушащее сопло воздушно-реактивного двигателя (варианты). Патент RU 2313680 C2. Бюлл. № 36, 27.12.2007.
-
Krasheninnikov S.Ju, Mironov A.K., Paulyukov E.V., Shenkin A. V., Zhitenev V.K. Mixer-Ejector Nozzles: Acoustic and Thrust Characteristics // International Journal of Aeroacoustics. 2005. Vol. 4. No. 3&4, pp. 267-288. DOI: 10.1260/1475472054771448
-
Власов Е.В., Житенев В.К, Каравосов Р.К., ЕЛенкин А.В. Результаты исследования характеристик секторных сопл с шумоглушением // Авиационные двигатели 21 века: Сборник тезисов II международной научно-технической конференции (Москва, 6-9 декабря 2005). – М.: Изд-во ЦИАМ им. П.И. Баранова, 2005. С. 27.
-
Крашенинников С.Ю., Миронов А.К. Воздействие продольной компоненты завихренности, формирующейся в источнике турбулентной струи, на ее акустические характеристики // Известия Российской академии наук. Механика жидкости и газа. 2003. № 5. С. 43-59.
-
Иванов И.Э., Крюков И.А. Численное исследование турбулентных течений с ограниченным и свободным отрывом в профилированных соплах // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 7. С. 23-30.
-
Хилькевич В.Я. Влияние температурной неравномерности входного потока на характеристики сопла // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 4. С. 27-31.
-
Щербаков М.А., Юн А.А., Марчуков Е.Ю., Крылов Б.А. Применение современных пакетов вычислительной гидродинамики в расчете выходного устройства воздушно-реактивного двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2010. Т. 17. № 5. С. 116-120.
-
Горбовской В. С, Кажан В.Г., Кажан А.В., Миронов А.К. Расчетно-экспериментальные исследования газодинамических и акустических характеристик плоского сопла ЛСДС с системой шумоглушения // XXX Научно-техническая конференция по аэродинамике: Материалы конференции , посвященной 150-летию то дня рождения С.А. Чаплыгина (25-26 апреля 2019, пос. Володарского). М.: Изд-во ЦАРИ им. проф. Н.Е. Жуковского, 2019. С. 93.
-
Горбовской В. С. Кажан В.Г. ЕЛенкин А.В Модификация сопла легкого сверхзвукового делового самолета с целью снижения уровня потерь тяги на всех режимах полета // XXIX Научно-техническая конференция по аэродинамике: Материалы конференции (1-2 марта 2018). М.: Изд-во ЦАРИ им. проф. Н.Е. Жуковского, 2019. С. 105.
-
Горбовской B.C. Кажан В.Г. Шенкин А.В. Расчетно-экспериментальные исследования аэродинамики сопла легкого сверхзвукового делового самолета // Модели и методы аэродинамики: Сборник тезисов XVI Международной школы-семинара (Евпатория, 5-12 июня 2016). М.: Московский центр непрерывного математического образования, 2016. С. 34-35.
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |