Авиационная и ракетно-космическая техника
Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2019-4-17-27
Авторы
*, **, ***Комсомольский-на-Амуре государственный университет (КнАГУ), ул. Ленина, 27, Комсомольск-на-Амуре, 681013, Россия
*e-mail: vmuravyev@mail.ru
**e-mail: mim@knastu.ru
***e-mail: grigorev.vlv@gmail.com
Аннотация
Настоящая работа посвящена исследованию образования специфических дефектов при сборке силовых конструкций летательных аппаратов (ЛА) методом создания неразъемных соединений титановых сплавов ВТ20 и ВТ23 высококонцентрированным источником энергии (электронным лучом). Установлено, что доминирующее влияние на образование субмикропор оказывает наличие капиллярно-конденсированной влаги в дефектах поверхности кромок. Выявлены условия образования неразъемных соединений сваркой, которые могут привести к появлению в них специфических дефектов: неудовлетворительная сборка и подготовка стыкуемых кромок подсборок, силового элемента летательного аппарата, режимы технологического процесса узловой сборки сваркой, образование твердофазного соединения перед фронтом расплавленной ванны, колебательные процессы электронного луча (~ 0,5 мм), которые могут привести к неравномерному плавлению (из-за недостаточной температуры общего плавления кромок) по границам зерен с образованием субмикропор (менее 0,00025 мм), не выявляемых современными рентгеновскими аппаратами, гидродинамический коллапс кратера, приводящий к образованию корневого дефекта в виде пикообразований. Радиографическим контролем и посредством растровой электронной микроскопии установлено, что дефекты в виде темных полос представляют собой цепочки субмикропор, спроецированных друг на друга. Установлено, что специфические дефекты в неразъемных соединениях могут оказывать существенное влияние на прочностные свойства силовых конструкций летательного аппарата, а также на стадийность их разрушения. Из проведенных исследований следует вывод о необходимости контроля в технологическом процессе образования неразъемных соединений электронно-лучевой сваркой таких основных факторов, как качество поверхности стыкуемых кромок силового элемента конструкции под узловую сборку, условия фокусировки электронного луча, его мощность и колебательные процессы, уровень гидродинамической нестабильности в канале проплавления.
Ключевые слова:
титановые сплавы, неразъемные соединения, узловая сборка, силовые элементы летательных аппаратов, специфические дефекты, порообразование, прочность, ударная вязкость, капиллярно-конденсированная влага, фрактограммы изломов, дефекты поверхности стыкуемых кромок, распределение водорода, радиографический контрольБиблиографический список
-
Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 7-17.
-
Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 157-167.
-
Тарасов Ю.М., Антипов В.В. Новые материалы ВИАМ – для перспективной авиационной техники производства ОАО «ОАК» // Авиационные материалы и технологии. 2012. № 2(23). С. 5-6.
-
Ночовная Н.А. Перспективы и проблемы применения титановых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2007. № 1. С. 4-8.
-
Муравьёв В.И., Бахматов П.В., Фролов А.В. Перспективные металлургические и технологические производства, повышающие надежность изделий из конструкционных материалов. – Комсомольск-на- Амуре: КнАГТУ, 2016. – 330 с.
-
Петухов А.Н. Актуальные вопросы конструкционной прочности титановых сплавов и деталей из них // Авиационные материалы и технологии. 2007. № 1. С. 8-13.
-
Хорев А.И. Теория и практика создания современных комплексно-легированных титановых сплавов для авиакосмической и ракетной техники // Сборник трудов международной конференции «Титан- 2009 в СНГ» (17-20 мая 2009, Одесса, Украина). Киев: РИО ИМФ им. Г.В. Курдюмова НАН Украины. С. 288-301.
-
Фролов В.А., Петренко В.Р., Пешков В.В. и др. Технология сварки плавлением и термической резки металлов: Учебное пособие. – М.: Альфа М, ИНФРА-М, 2011. – 447 с.
-
Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по конструкционным титановым сплавам и перспективные направления их развития // Труды ВИАМ. 2013. № 2. URL: http://www.viam-works.ru/ru/articles?art_id=12
-
Ильин А.А., Колачёв Б.А., Полькин И.С. Титановые сплавы. Состав, структура, свойства: Справочник. – М.: ВИЛС-МАТИ, 2009. – 520 с.
-
Грушин И.А., Мамонтова Н.А., Курышев Е.А. Термическая обработка сварных соединений крупногабаритных полуфабрикатов титанового сплава ВТ23, полученных электронно-лучевой сваркой // XXXVIII Гагаринские чтения: Сборник трудов Международной молодежной научной конференции в 8 томах (Москва, 10-14 апреля 2012). М.: МАТИ, 2012. Т.1. С. 28-29.
-
Пигалова Е.А., Абрамова А.А., Курников Н.А. Применение плазменной сварки в производстве самолётов марки «МиГ» как один из приёмов снижения сварочных деформаций // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 2. С. 172–183.
-
Редчиц В.В., Фролов В.А., Казаков В.А., Лукин В.И. Пористость при сварке цветных металлов: Учебник. – М.: Технология машиностроения, 2002. – 448 с.
-
Муравьёв В.И. Проблемы порообразования в сварных швах титановых сплавов // Металловедение и термическая обработка металлов. 2005. № 7. С. 30–37.
-
Электронно-лучевая сварка, 2013. URL: https://stc-paton.com/rus/equipment/ebw04
-
Браверман В.Я., Белозерцев В. С., Литвинов В.П., Розанов О.В. Вопросы управления формированием сварного шва при электронно-лучевой сварке // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2008. № 2(19). С. 148-151.
-
Успенский Н.В., Богданов В.В. Предупреждение появления корневых дефектов при электроннолучевой сварке // Современные проблемы машиностроения: Сборник научных трудов VII Международной научно-технической конференции 11-13 ноября 2013. / Под ред. А.Ю. Арляпова, А.Б. Кима. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. С. 219-221.
-
Сейдгазов Р.Д. Экспресс-проектирование технологии лучевой сварки с минимизацией порообразования // Международная конференция «Электронно-лучевая сварка и смежные технологии». Национальный исследовательский университет «МЭИ», 17-20 ноября 2015: Сборник трудов. М.: Изд-во МЭИ, 2015. С. 554-565.
-
Муравьев В.И., Бахматов П.В. Доминирующие факторы образования поверхности раздела, вызывающие капиллярную конденсацию загрязнений и дефектность металла шва титановых конструкций // Сварка и диагностика. 2016. № 3. С. 11-16.
-
Tong H, Giedt W.H. A Dynamic Interpretation of Electron Beam Welding // Welding Journal. 1970. Vol. 49. No. 6, pp. 259-266.
-
Батанов В.А., Федоров В.Б. Вымывание жидкой фазы – новый механизм формирование кратера при плоском развитом испарении металлической мишени лазерным лучом // Письма в ЖЭТФ. 1973. Т. 17. № 7. С. 348-351.
-
Andrews J.G., Atthey D.R. Hydrodinamic limit to penetration of a material by a high-power beam // Journal of Physics D: Applied Physics. 1976. Vol. 9. No. 15, pp. 2181-2194. DOI: 10.1088/0022-3727/9/15/009
-
Klemens P.G. J. Heat balance and flow conditions for electron beam and laser welding // Journal of Applied Physics. 1976. Vol. 47, p. 2165. DOI: 10.1063/1.322866
-
Сайдгазов Р.Д., Сенаторов Ю.М. Термокапиллярный механизм глубокого проплавления материалов лазерным излучением // Квантовая электроника. 1988. Т. 15. № 3. С. 622-624.
-
Григорьев В.В., Муравьёв В.И., Бахматов П.В. Исследование возникновения специфических дефектов электронно-лучевой сварки (ЭЛ С) титановых сплавов // Сварочное производство. 2019. № 4. С. 36-42.
-
Младенов Г.М., Трутников Д.Н., Беленький В.Я., Колева Е.Г. Электронно-лучевая сварка. – Пермь: Изд-во Перм. нац.-исслед. политехи. ун-та, 2014. - 374 с.
-
Григорьев В.В., Муравьёв В.И., Бахматов П.В. Изменение структуры и микротвердости неразъемных соединений силовых титановых конструкций из сплава ВТ23, выполненных электронно-лучевой сваркой // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2019. № 1(706). С. 20-28.
Скачать статью
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |