Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2020-3-155-166
Авторы
*, **Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ, ул. Карла Маркса, 10, Казань, 420111, Россия
*e-mail: hersh_ise19@mail.ru
**e-mail: obm0099@yandex.ru
Аннотация
Существенное развитие параметрических методов диагностики связано с использованием адекватных математических моделей газотурбинного двигателя (ГТД). Адекватные математические модели – линейные и нелинейные – получают путем идентификации априорной математической модели по результатам испытаний бездефектного двигателя. Сложность получения таких моделей заключается в том, что приходится решать некорректно поставленные задачи, т.е. количество уравнений (откликов) не равно количеству неизвестных (факторов). Для устойчивости решения таких задач используются различные методы, такие как усовершенствованный метод наименьших квадратных [1–3], метод уравнивания [4–6], дискретный фильтр Калмана [7–10] и другие [11–15]. В статье использовался метод гребневых оценок (ридж-оценки).
Ключевые слова:
авиационный газотурбинный двигатель, техническая диагностика, термодинамические параметры, математическая модель, алгоритм диагностики, методы идентификацииБиблиографический список
-
Ахмед Х.С.А., Осипов Б.М. Многорежимная идентификация получения адекватной модели газотурбинного двигателя для диагностики по термогазодинамическим параметрам // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 1. С. 133-143.
-
Ахмед Х.С.А., Осипов Б.М. Многорежимная идентификация получения адекватной модели ТРД TJ-100A-Z для диагностики по термогазодинамическим параметрам // Вестник Пермского государственного технического университета. Аэрокосмическая техника. 2020. № 60. С. 5-14. DOI: 10.15593/2224-9982/2020.60.01
-
Александров Ю.Б., Нгуен Т.Д., Мингазов Б.Г., Сулаиман А.И. Влияние расчетной сетки на результаты численного расчета трехмерного нестационарного закрученного потока за лопаточным завихрителем // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 1. С. 122-132. DOI: 10.34759/vst-2020-1-122-132
-
Цховребов М.М., Эзрохи А.Ю., Дрыгин А.С. Применение идентифицированной математической модели газотурбинного двигателя для анализа результатов испытаний // Авиационные двигатели и силовые установки: Сборник статей. – М.: ТОРУС ПРЕСС, 2010. С. 153–159.
-
Кеба И.В. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Транспорт, 1980. – 248 с.
-
Тихонов А.Н. О некорректных задачах линейной алгебры и устойчивом методе их решения // Доклады Академии Наук СССР. 1965. Т. 163. № 3. С. 591-595.
-
Себер Дж. Линейный регрессионный анализ / Пер. с англ. В.П. Носко. Под ред. М.Б. Малютова. – М.: Мир, 1980. – 456 с.
-
Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование / Пер. с англ. И.М. Быховской и Б.Т. Вавилова. Под ред. М.Л. Быховского. – М.: Мир, 1975. − 534 с.
-
Гельфанд И.М., Вул Е.Е., Гинзбург С.Л., Федоров Ю.Г. Метод оврагов в задачах рентгеноструктурного анализа. – М.: Наука, 1966. – 76 с.
-
Ахмедзянов А.М., Дубравский Н.Г., Тунаков А.П. Диагностика состояния ВРД по термогазодинамическим параметрам. – М.: Машиностроение, 1983. – 206 с.
-
Шепель В.Т., Кузьменко М.Л., Сарычев С.В. и др. Надежность, диагностика, контроль авиационных двигателей. – Рыбинск: РГАТА, 2001. – 350 с.
-
Зубко А.И. Перспективный комплекс виброакустической диагностики подшипниковых опор авиационных газотурбинных двигателей // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 1. С. 47-55.
-
Князева В.В., Чубаров О.Ю., Неретин Е.С. Методика диагностики неисправных состояний на базе измерений контролируемых параметров при огневых испытаниях // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21. № 5. С. 106-115.
-
Коломенцев А.И., Мартиросов Д.С. Методы функциональной диагностики двигателей летательных аппаратов: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МАИ, 2002. – 111 с.
-
Кузьмичёв В.С., Ткаченко А.Ю., Филинов Е.П. Влияние размерности турбореактивных двигателей на выбор оптимальных параметров рабочего процесса // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 4. С. 40-45.
-
Писаренко В.Н. Управление ремонтопригодностью в полном эксплуатационном цикле объекта // Труды МАИ. 2012. №. 59. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=35243
-
Эзрохи Ю.А., Хорева Е.А. Оценка влияния неоднородности входного потока воздуха на тягу газотурбинного двухконтурного двигателя // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 2. С. 99-108.
-
Ямпольский С.М., Рубинов В.И., Головин В.Я. Расчет периодичности работ по техническому обслуживанию и ремонту изделия авиационной техники с учетом характеристик и места комплектующих его элементов в структурно-логической схеме надежности // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т. 19. № 4. С. 94-99.
-
Чуян Р.К. Методы математического моделирования двигателей летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1988. – 287 с.
-
Тунаков А.П. Методы оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1979. – 184 с.
-
Alexiou A., Baalbergen E.H., Kogenhop O., Mathioudakis K., Arendsen P. Advanced Capabilities for Gas Turbine Engine Performance Simulations // ASME Turbo Expo 2007: Power for Land, Sea and Air (14-17 May 2007, Montreal, Canada). GT2007-27086, pp. 19-28. DOI: 10.1115/GT2007-27086
-
Kurzke J. About Simplifications in Gas Turbine Performance Calculation // ASME Turbo Expo 2007: Power for Land, Sea and Air (14-17 May 2007, Montreal, Canada). GT2007-27620, pp. 493-501. DOI: 10.1115/GT2007-27620
-
Бойко Л., Карпенко Е. Разработка метода расчета характеристик турбовального двигателя с повенцовым описанием многоступенчатого осевого компрессора // Вестник двигателестроения. 2007. № 3(229). С. 143-146.
-
Бойко Л., Карпенко Е. Математическая модель газотурбинного двигателя с повенцовым описанием многоступенчатого осевого компрессора и ее практическое применение // Авиационно-космическая техника и технология. 2008. № 6. С. 71-77.
-
Алифанов О.М., Артюхин Е.А., Ненарокомов А.В. Идентификация математических моделей сложного теплообмена. – М.: Изд-во МАИ, 1999. – 268 с.
-
Statistical Summary of Commercial Jet Airplane Accidents Worldwide Operations 1959 – 2015 – Boeing Commercial Airplanes, Seattle, Washington, U.S.A., June 2011.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |