Авиационная и ракетно-космическая техника
Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2021-1-7-18
Авторы
1*, 2**1. Московский государственный технический университет гражданской авиации, МГТУ ГА, Кронштадский бульвар, 20, Москва, 125993, Россия
2. 929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны им. В.П. Чкалова, 929 ГЛИЦ ВВС, Ахтубинск, Астраханская область, 416500, Россия
*e-mail: komesk73@yandex.ru
**e-mail: echevskii_vladim@mail.ru
Аннотация
Реверс тяги применяется в авиации достаточно давно. Однако до сих пор используемые термины, касающиеся реверса тяги, требуют уточнения ввиду неточности формулировки и понимания. В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением реверсовооруженности самолета, оптимального значения обратной тяги и эффективности применения реверсивного устройства (РУ) на торможении самолетов. Показана методика расчета коэффициента эффективности РУ на торможении самолетов, а также методика определения значения обратной тяги, необходимой для самолетов различных заданных компоновок.
Ключевые слова:
реверс тяги, защищённость двигателя, коэффициент реверсирования, оптимальное значение обратной тяги, реверсовооруженность самолета, коэффициент эффективности применения реверса тягиБиблиографический список
-
Клестов Ю.М. Особенности попадания выхлопной струи на вход реверсированного двигателя на вход реверсированного двигателя // Труды ЦИАМ. 1976. № 733. 6 с.
Мингалеев Г.Ф., Маргулис С.Г., Костерин А.В. Исследование распространения реверсивных струй газотурбинных двигателей // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 1. С. 77-80.
ГОСТ 23851-79. Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1980. — 101 с.
Святогоров А.А., Попов К.Н., Хвостов Н.И. Устройства для отклонения реактивной струи турбореактивных двигателей. — М.: Машиностроение, 1968. — 239 с.
Поляков В.В. Реверсивные устройства силовых установок с воздушно-реактивными двигателями. — М.: Изд-во ВИНИТИ, 1978. Т. 5. — 210 с. — (Итоги науки и техники. Сер. Авиастроение).
Клестов Ю.М. Об определении коэффициента реверсирования реверсивных устройств для пассажирских самолетов // Труды ЦИАМ. 1981. № 941. 3 с.
Гилерсон А.Г. Эффективность реверсивных устройств при торможении самолетов. — М.: Машиностроение, 1995. — 187 с.
Иноземцев А.А., Коняев Е.А., Медведев В.В., Нерадько А.В., Ряссов А.Е. Авиационный двигатель ПС-90А. — М.: Либра-К, 2007. — 319 с.
Комов А.А. Газодинамическое совершенствование реверсивных устройств // Научный вестник МГТУ ГА. 2008. № 134. С. 45-51.
ОСТ 1 01040-82. Устройства для реверсирования реактивной тяги авиационных газотурбинных двигателей. Общие технические требования (утв. Распоряжением Министерства № 298-89 от 21.12.1982). — 23 с.
Комов А.А., Фадин С.С. Внешняя аэродинамика силовой установки на пробеге самолета с применением реверса тяги // К.Э. Циолковский и этапы развития космонавтики: Сб. 50-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского (15-17 сентября 2015, Калуга). — Калуга: ИД «Эйдос». С. 216-218.
Комов А.А. Теоретические основы и технические решения для защиты авиационных двигателей от попадания твердых посторонних предметов с поверхности аэродрома: Дисс. ... докт. техн. наук. — М., 2005. — 400 с.
Маргулис С.Г. Исследование заброса реверсивными струями посторонних предметов на вход в авиационные двигатели // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2008. № 2. С. 27-31.
Мингалеев Г.Ф., Маргулис С.Г., Костерин А.В. Исследование распространения реверсивных струй газотурбинных двигателей // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 1. С. 77-80.
По результатам оценки безотказности авиационных двигателей гражданской авиации: Справка-доклад. — М.: ГосНИИ ГА, ЦИАМ, 1991...2002. — 22 с.
Ворошилин Е.В., Кабанец И.Ф., Колокольцев Н.А., Тарасюк В.Ф. Исследование повышения температуры воздуха в воздухозаборнике модели самолета при реверсировании тяги // Труды ЦАГИ. Выпуск 1688. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1975. 26 с.
Комов А.А. О необходимости модернизации самолета Ил −76МД-90А // Известия Самарского научного центра РАН. 2016. Т. 18. № 4-3. С. 592-596.
Гилерсон А.Г. К вопросу об оптимизации применения реверсивных устройств // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 1987. № 2. С. 22-26.
Colley R.H., Cutton J.M.D. Thrust Reversers for Civil STOL Aircraft // SAE Transactions. 1973. Vol. 82. Section 2. Papers 730213–730511, pp. 1207-1219. URL: https://www.jstor.org/stable/44717535
Авиационные правила. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов / Межгосударственный авиационный комитет. — М.: Авиаиздат, 2018. — 86 с.
Комов А.А. Повышение конкурентоспособности самолета Ил-76МД-90А // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 3. С. 7-12.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |