Реверсовооруженность и эффективность применения реверса тяги самолета

Авиационная и ракетно-космическая техника

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


DOI: 10.34759/vst-2021-1-7-18

Авторы

Комов А. А.1*, Ечевский В. В.2**

1. Московский государственный технический университет гражданской авиации, МГТУ ГА, Кронштадский бульвар, 20, Москва, 125993, Россия
2. 929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны им. В.П. Чкалова, 929 ГЛИЦ ВВС, Ахтубинск, Астраханская область, 416500, Россия

*e-mail: komesk73@yandex.ru
**e-mail: echevskii_vladim@mail.ru

Аннотация

Реверс тяги применяется в авиации достаточно давно. Однако до сих пор используемые термины, касающиеся реверса тяги, требуют уточнения ввиду неточности формулировки и понимания. В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением реверсовооруженности самолета, оптимального значения обратной тяги и эффективности применения реверсивного устройства (РУ) на торможении самолетов. Показана методика расчета коэффициента эффективности РУ на торможении самолетов, а также методика определения значения обратной тяги, необходимой для самолетов различных заданных компоновок.

Ключевые слова:

реверс тяги, защищённость двигателя, коэффициент реверсирования, оптимальное значение обратной тяги, реверсовооруженность самолета, коэффициент эффективности применения реверса тяги

Библиографический список

  1. Клестов Ю.М. Особенности попадания выхлопной струи на вход реверсированного двигателя на вход реверсированного двигателя // Труды ЦИАМ. 1976. № 733. 6 с.

  2. Мингалеев Г.Ф., Маргулис С.Г., Костерин А.В. Исследование распространения реверсивных струй газотурбинных двигателей // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 1. С. 77-80.

  3. ГОСТ 23851-79. Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1980. — 101 с.

  4. Святогоров А.А., Попов К.Н., Хвостов Н.И. Устройства для отклонения реактивной струи турбореактивных двигателей. — М.: Машиностроение, 1968. — 239 с.

  5. Поляков В.В. Реверсивные устройства силовых установок с воздушно-реактивными двигателями. — М.: Изд-во ВИНИТИ, 1978. Т. 5. — 210 с. — (Итоги науки и техники. Сер. Авиастроение).

  6. Клестов Ю.М. Об определении коэффициента реверсирования реверсивных устройств для пассажирских самолетов // Труды ЦИАМ. 1981. № 941. 3 с.

  7. Гилерсон А.Г. Эффективность реверсивных устройств при торможении самолетов. — М.: Машиностроение, 1995. — 187 с.

  8. Иноземцев А.А., Коняев Е.А., Медведев В.В., Нерадько А.В., Ряссов А.Е. Авиационный двигатель ПС-90А. — М.: Либра-К, 2007. — 319 с.

  9. Комов А.А. Газодинамическое совершенствование реверсивных устройств // Научный вестник МГТУ ГА. 2008. № 134. С. 45-51.

  10. ОСТ 1 01040-82. Устройства для реверсирования реактивной тяги авиационных газотурбинных двигателей. Общие технические требования (утв. Распоряжением Министерства № 298-89 от 21.12.1982). — 23 с.

  11. Комов А.А., Фадин С.С. Внешняя аэродинамика силовой установки на пробеге самолета с применением реверса тяги // К.Э. Циолковский и этапы развития космонавтики: Сб. 50-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского (15-17 сентября 2015, Калуга). — Калуга: ИД «Эйдос». С. 216-218.

  12. Комов А.А. Теоретические основы и технические решения для защиты авиационных двигателей от попадания твердых посторонних предметов с поверхности аэродрома: Дисс. ... докт. техн. наук. — М., 2005. — 400 с.

  13. Маргулис С.Г. Исследование заброса реверсивными струями посторонних предметов на вход в авиационные двигатели // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2008. № 2. С. 27-31.

  14. Мингалеев Г.Ф., Маргулис С.Г., Костерин А.В. Исследование распространения реверсивных струй газотурбинных двигателей // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 1. С. 77-80.

  15. По результатам оценки безотказности авиационных двигателей гражданской авиации: Справка-доклад. — М.: ГосНИИ ГА, ЦИАМ, 1991...2002. — 22 с.

  16. Ворошилин Е.В., Кабанец И.Ф., Колокольцев Н.А., Тарасюк В.Ф. Исследование повышения температуры воздуха в воздухозаборнике модели самолета при реверсировании тяги // Труды ЦАГИ. Выпуск 1688. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1975. 26 с.

  17. Комов А.А. О необходимости модернизации самолета Ил −76МД-90А // Известия Самарского научного центра РАН. 2016. Т. 18. № 4-3. С. 592-596.

  18. Гилерсон А.Г. К вопросу об оптимизации применения реверсивных устройств // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 1987. № 2. С. 22-26.

  19. Colley R.H., Cutton J.M.D. Thrust Reversers for Civil STOL Aircraft // SAE Transactions. 1973. Vol. 82. Section 2. Papers 730213–730511, pp. 1207-1219. URL: https://www.jstor.org/stable/44717535

  20. Авиационные правила. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов / Межгосударственный авиационный комитет. — М.: Авиаиздат, 2018. — 86 с.

  21. Комов А.А. Повышение конкурентоспособности самолета Ил-76МД-90А // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 3. С. 7-12.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024