Авиационная и ракетно-космическая техника
Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2021-1-137-146
Авторы
1*, 1**, 2***1. ФАУ «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского», Жуковский, Московская область, Россия
2. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
*e-mail: angelina.tchebakova@yandex.ru
**e-mail: ganyak@.tsagi.ru
***e-mail: tkachenko15@mail.ru
Аннотация
Дозаправка самолета в ручном управлении является одним из самых сложных и напряженных режимов пилотирования для летчиков. С помощью автоматизации удается повысить вероятность успешного контакта штанги и конуса по сравнению с ручным управлением.
Ключевые слова:
дозаправка самолета в воздухе, автоматическая дозаправка в воздухе, автомат тяги, заправочный конус, заправочная штанга, автоматизация канала управления скоростьюБиблиографический список
-
Курбесов В.Д. Исследование возможности автоматизации процесса контактирования самолетов при заправке топливом в полете // Труды ЛИИ. 1976. № 299. С. 1–27.
Чеглаков Д.И. История исследований в области автоматизации процесса дозаправки топливом в воздухе летательных аппаратов // Новый Университет. Сер. Технические науки. 2011. № 4. С. 34-47.
Марбашев К.Х., Иванов Ю.Л., Маранов А.Я., Чернов Л.Г. Самолет сверхзвуковой с системой дозаправки. Патент RU 45837 U1, 27.07.1999. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40743096
Орлов С.В., Чеглаков Д.И. Разработка алгоритма КСУ-941(941УБ) в режиме «Дозаправка» // Инновации в авиастроении: Сб. работ 1-й научно-практической конференции. 2010. С. 130-142.
Ярошевский В.А. Методика моделирования движения шланга с заправочным конусом в процессе дозаправки самолета в воздухе // Ученые записки ЦАГИ. 2003. Т. ХХХIV. № 3-4. С. 91-108.
Поединок В.М. Алгоритм управления самолетом при дозаправке в воздухе в автоматическом режиме // Ученые записки ЦАГИ. 2005. Т. XXXVI. № 1-2. С. 95-102.
Поединок В.М. Влияние ошибок определения взаимного положения заправочного конуса и заправочной штанги на точность контакта при автоматической дозаправке // Ученые записки ЦАГИ. 2010. Т. XLI. № 6. С. 54–61.
Поединок В.М. Оценка влияния конструктивных и аэродинамических характеристик заправочной системы шланг—конус на ее динамические свойства и точность контакта при автоматической дозаправке // Ученые записки ЦАГИ. 2012. Т. XLIII. № 1. С. 97–110.
Бабкин В.И., Белоцерковский А.С., Турчак Л.И. Системы обеспечения вихревой безопасности полетов летательных аппаратов. — М.: Наука, 2008. — 372 с.
Тихонов В.Н., Корсун О.Н., Бондаревская Л.Е. Статистические характеристики пилотирования при заправке топливом в полете // Проблемы безопасности полетов. 2009. № 3. С. 47-57.
Оболенский Ю.Г., Похваленский В.Л., Чеглаков Д.И. Алгоритм автоматического управления летательным аппаратом при дозаправке топливом в воздухе // Труды МАИ. 2013. № 65. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=35966
Вышинский В.В. Эволюция струйно-вихревого следа за пассажирским самолетом // Аэромеханика и газовая динамика. 2003. № 4. С. 23-31.
Анимица О.В., Свириденко Ю.Н. Моделирование динамики шланга и конуса в процессе заправки самолета топливом в полете // Труды ЦАГИ. Выпуск 2717. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 2012. С. 3-13.
Анимица О.В., Гайфуллин А.М., Рыжов А.А., Свириденко Ю.Н. Моделирование на пилотажном стенде дозаправки самолета в полете // Труды МФТИ. 2015. Т. 7. № 1(25). С. 3-15.
Чеглаков Д.И. Управление маневренным самолетом при дозаправке топливом в воздухе // Наука и образование: Научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана 2013. № 1. С. 235-244. URL: http://technomag.edu.ru/doc/500331.html
Орлов С.В., Чеглаков Д.И. Алгоритм комплексной системы управления самолета МиГ-29К/КУБ в режиме дозаправка топливом в воздухе // Молодежь и будущее авиации и космонавтики — 2010: Сборник аннотаций II межотраслевого молодёжного научно-технического форума. СПб.: Принт-салон, 2011. С. 62.
Зайчик Л.Е., Десятник П.А., Желонкин В.И., Желонкин М.В., Ткаченко О.И., Яшин Ю.П. Влияние подвижности кабины пилотажного стенда на моделирование задачи дозаправки самолёта топливом в воздухе // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 2. С. 86-94.
Матвеев А.В., Бобронников В.Т. Методика проектирования систем управления летательных аппаратов с использованием среды программирования MATLAB/Simulink // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 4. С. 53-61.
Исаев В.К., Золотухин В.В. Некоторые задачи 2D-маневрирования самолета с целью обеспечения вихревой безопасности // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 7. С. 5-10.
Тяглик М.С., Ефремов А.В., Тищенко А.Н., Тяглик А.С. Программное обеспечение стереоскопической системы визуализации для моделирования задачи дозаправки топливом в полете от самолета типа ИЛ-78 («Visual Refueling IL-78»). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ RU 2019660061. Бюл. № 8, 30.07.2019.
Журавский К.А., Верещиков Д.В., Макаренко В.Н. О результатах полунатурного моделирования динамики неманевренного самолета при дозаправке топливом в полете // Инновационные технологии в образовательном процессе: Сборник трудов XVIII Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 90-94.
Корепанов С.Е. Комплексный алгоритм обнаружения и оценки параметров объектов в системе технического зрения, предназначенной для относительной навигации летательных аппаратов при дозаправке в воздухе // Вестник РГРТУ. 2016. № 56. С. 114-123.
Корепанов С.Е. Алгоритмы обнаружения объектов и оценивания их траекторных параметров с использованием канала технического зрения бортовых систем обработки информации и управления: Автореф. дисс. ... канд. техн. наук. — Рязань, 2016. — 22 с.
Hanlon M. World’s first hand-off autonomous air refueling engagement. 2006. URL: http://www.gizmag.co.uk/6144
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |