Авиационная и ракетно-космическая техника
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2021-3-130-138
Авторы
*, **, ***, ****Оренбургский государственный университет, просп. Победы, 13, Оренбург, 460018, Россия
*e-mail: zmii0005@gmail.com
**e-mail: magdin.sasha@yandex.ru
***e-mail: apripadchev@mail.ru
****e-mail: gorbynovaleks@mail.ru
Аннотация
Коротко рассмотрена возможность усовершенствования характеристик турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой (ТРДДФ) с помощью инжекции воды во входное устройство. Также оценена вероятность внедрения данной силовой установки в транспортно-космическую систему вместо первой ступени при скоростях полета до 6 М. Выполнен экспертный анализ существующих исследовательских решений. Описаны и разъяснены итоги расчета необходимого количества воды, применяемой для охлаждения. Реализация данной технологии решает проблемы транспортировки грузов на международную космическую станцию (МКС), в перспективе существует возможность создания пассажирского летательного аппарата с огромными скоростями полета.
Ключевые слова:
повышение мощности турбореактивного двигателя, форсажная камера, охлаждение входного устройства, сверхзвуковые самолетыБиблиографический список
-
Trefhy С.J. Hypersonic engine technology. NASA Lewis Research Center, October 10, 1996, р. 679.
-
Скоростные самолеты. – М.: АСТ Астрель, 2017. – 426 c.
-
Фролов К.В. (гл. ред.) Машиностроение. Энциклопедия. Самолеты и вертолеты. Т. IV-21. Авиационные двигатели. Кн. 3 / В.А. Скибин, В.И. Солонин, Ю.М. Темис. – М.: Машиностроение. 2010. – 720 с.
-
Склярова А.П., Горбунов А.А., Зиненков Ю.В., Агульник А.Б., Вовк М.Ю. Поиск оптимальной силовой установки для повышения эффективности маневренного самолёта // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 4. С. 181-191. DOI: 10.34759/vst-2020-4-181-191
-
Омар Х.Х., Кузьмичёв В.С., Ткаченко А.Ю. Повышение эффективности авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей за счёт применения рекуператора // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 4. С. 133-146. DOI: 10.34759/vst-2020-4-133-146
-
Старцев Н.И. Конструкция и проектирование основных узлов и систем авиационных двигателей и энергетических установок: Учеб. пособие. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2013. – 774 с.
-
Association of European Airlines: Short-Medium Range Aircraft AEA Requirements. – Brussel: AEA, 1989. G(T)5656.
-
Zhang C., Gümmer V. High temperature heat exchangers for recuperated rotorcraft powerplants // Applied Thermal Engineering. 2019. Vol. 154, pp. 548–561. DOI: 10.1016/j.applthermaleng.2019.03.119
-
Kim M., Ha M.Y., Min J.K. et al. Numerical study on the cross-corrugated primary surface heat exchanger having asymmetric cross-sectional profiles for advanced intercooled-cycle aero engines // International Journal of Heat and Mass Transfer. 2013. Vol. 66, pp. 139–153. DOI: 10.1016/j.ijheatmasstransfer.2013.07.017
-
Лохтин О.И., Разносчиков В.В., Аверьков И.С. Методика создания 3D-модели летательного аппарата с ракетно-прямоточным двигателем // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 2. С. 131-139. DOI: 10.34759/vst-2020-2-131-139
-
Xie G.N., Sundén B., Wang Q.W. Optimization of compact heat exchangers by a genetic algorithm // Applied Thermal Engineering. 2008. Vol. 28. No. 8-9, pp. 895–906. DOI: 10.1016/j.applthermaleng.2007.07.008
-
Осипов Е.В., Припадчев А.Д., Белов С.В., Горбунов А.А., Кривошеев И.А. Характеристики прямоточных воздушно-реактивных двигателей: Учеб. пособие. – Оренбург: ОГУ, 2018. – 128 с.
-
Фокин Д.Б., Луковников А.В., Сунцов П.С. Особенности математического моделирования рабочего процесса двухрежимных гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей // Вестник Московского авиационного института. 2011. Т. 18. № 2. С. 137-145.
-
Egorov I.N., Kretinin G.V., Kostiuk S.S., Leshschenko I.A., Babi U.I. The Methodology of stochastic optimization of parameters and control laws for the aircraft gasturbine engines flow passage components // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2001. Vol. 123. No. 3, pp. 495-501. DOI: 10.1115/1.1285841
-
Горбунов А.А., Припадчев А.Д. Имитационное моделирование в автоматизированном проектировании воздушных судов: Учеб. пособие. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 103 с.
-
Эзрохи Ю.А., Фокин Д.Б., Нягин П.В. Применение методов математического моделирования для оценки характеристик двухконтурного турбореактивного двигателя с общей форсажной камерой // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27. № 2. С. 99-111. DOI: 10.34759/vst-2020-2-99-111
-
Filinov E., Tkachenko A., Omar H.H.O., Rybakov V. Increase the Efficiency of a Gas Turbine Unit for Gas Turbine Locomotives by Means of Steam Injection into the Flow Section // The 2nd International Conference on Mechanical, System and Control Engineering (ICMSC 2018). Vol. 220. DOI: 10.1051/matecconf/201822003010
-
Богданов В.И. Исследования по реализации пульсирующих рабочих процессов в реактивных двигателях // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24. № 4. С. 100-109.
-
Bowman C.L., Marien T.V., Felder J.L. Turbo- and hybrid-electrified aircraft propulsion for commercial transport // AIAA/IEEE Electric Aircraft Technologies Symposium EATS’2018 (09-11 July 2018; Cincinnati, Ohio, United States). AIAA 2018- 4984. DOI: 10.2514/6.2018-4984
-
Egorov I.N., Kretinin G.V., Leshchenko I.A. Optimal design and control of gas-turbine engine components: a multicriteria approach // Aircraft Engineering and Aerospace Technology. 1997. Vol. 69. No. 6, pp. 518-526. DOI: 10.1108/00022669710185977
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |