Авиационная и ракетно-космическая техника
Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов
DOI: 10.34759/vst-2021-3-186-193
Авторы
1*, 2**1. Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), ул. Серышева, 47, Хабаровск, 680021, Россия
2. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), ул. Гоголя, 41, Владивосток, 690014, Россия
*e-mail: telcoms@mail.ru
**e-mail: transport-safety@mail.ru
Аннотация
Интеграция беспилотных летательных аппаратов в работу современных инфраструктурных систем является одной из наиболее важных задач в современной транспортной отрасли. Такая интеграция требует решения целого комплекса проблем, в том числе технологических, управленческих, правовых и т.д. В числе прочих особо можно выделить проблему безопасности движения, именно нерешенная проблема безопасности движения беспилотных летательных аппаратов является причиной ряда ограничений на их применение. В настоящей статье, авторами предложена система курсовой устойчивости, позволяющая предотвратить выход беспилотного летательного аппарата с подвижным крылом (мультикоптера) из границ предоставленного для его передвижения воздушного коридора, что снижает риск возникновения аварийных ситуаций с его участием. Система решает задачу обеспечения безопасности движения мультикоптеров, работающих по заранее заданным маршрутам, например в системах мониторинга технологических процессов, системах доставки товаров, системах объектового видеонаблюдения и т.д. Технологические элементы предложенной системы имеют небольшие габариты и не требуют электропитания, что максимально упрощает их внедрение в существующую инфраструктуру. Предложенная система может представлять интерес для крупных сетевых ритейлеров с целью применения в таких приложениях, как доставка товаров, работающих по схеме «центральный логистический центр → точки выдачи товара в городе». Система может быть применена в мониторинге промышленных объектов, предусматривающих движение беспилотных летательных аппаратов по определенным маршрутам над территорией предприятия с установленным на них дополнительным оборудованием, таким, как сканеры, тепловизоры, видеокамеры, датчики определения выбросов и т.д. с целью контроля технологических процессов предприятия. Дополнительное направление применения предложенной системы – это обеспечение безопасности взаимодействия мультикоптеров и воздушных судов в зоне аэропорта, в настоящий момент закрытой для их полетов. Система позволяет обеспечить передвижение мультикоптера строго в заданном воздушном коридоре, что решает задачу разведения в воздушном пространстве задействованных мультикоптеров и других участников воздушного движения.
Ключевые слова:
система курсовой устойчивости, мультикоптер, воздушный коридор, безопасность движения мультикоптеровБиблиографический список
-
Alsamhi S.H., Ma O., Ansari M.S., Almalki F.A. Survey on Collaborative Smart Drones and Internet of Things for Improving Smartness of Smart Cities // IEEE Access. 2019. Vol. 7, pp. 128125–128152. DOI: 10.1109/ACCESS.2019.2934998
-
Hu B., Wang C.A., Chen S., Wang L., Yang H. Proactive Coverage Area Decisions Based on Data Field for Drone Base Station Deployment // Sensors. 2018. Vol. 18. No. 11, pp. 3917. DOI: 10.3390/s18113917
-
Пархаев Е.С., Семенчиков Н.В. Методика аэродинамической оптимизации крыльев малоразмерных беспилотных летательных аппаратов // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 3. С. 7-16.
-
Wu Q., Zhang R. Common throughput maximization in UAV-enabled OFDMA systems with delay consideration // IEEE Transactions on Communications. 2018. Vol. 66. No. 12, pp. 6614–6627. DOI: 10.1109/TCOMM.2018.2865922
-
Freitas S., Silva H., Almeida J., Silva E. Hyperspectral imaging for real-time unmanned aerial vehicle maritime target detection // Journal of Intelligent & Robotic Systems. 2018. Vol. 90, pp. 551–570. DOI: 10.1007/s10846-017-0689-0
-
Tezza D., Andujar M. The State-of-the-Art of Human–Drone Interaction: A Survey // IEEE Access. 2019. Vol. 7, pp. 167438–167454. DOI: 10.1109/ACCESS.2019.2953900
-
Мамедов И.Э., Шарифова Б.А. Оптимизация режима функционирования беспилотного летательного аппарата при взятии пробы морской воды // Вестник Московского авиационного института. 2019. Т. 26. № 3. С. 72-79.
-
First Prime Air Delivery, https://www.amazon.com/Amazon-Prime-Air/b?ie=UTF8&node=8037720011
-
Швецова С.В., Швецов А.В. Анализ безопасности при перевозке грузов беспилотными летательными аппаратами // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 5(84). С. 286–297. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-5-286-297
-
Швецов А.В., Швецова С.В. Теоретические основы повышения безопасности полетов беспилотных летательных аппаратов // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2020. № 5. С. 42–45. DOI: 10.36535/0869-4176-2020-05-6
-
Швецова С.В., Швецов А.В. Аспекты обеспечения безопасности при эксплуатации беспилотных летательных аппаратов на объектах транспортной инфраструктуры // Наука и техника транспорта. 2020. № 4. С. 56–59.
-
Calantropio A. The Use of UAVs for Performing Safety-Related Tasks at Post-Disaster and Non-Critical Construction Sites // Safety. 2019. Vol. 5. No. 4, pp. 64. DOI: 10.3390/safety5040064
-
Washington A., Clothier R.A., Silva J. A review of unmanned aircraft system ground risk models // Progress in Aerospace Sciences. 2017. Vol. 95, pp. 24–44. DOI: 10.1016/j.paerosci.2017.10.001
-
Shi W., Li J., Xu W., Zhou H., et al. Multiple Drone-Cell Deployment Analyses and Optimization in Drone Assisted Radio Access Networks // IEEE Access. 2018. Vol. 6, pp. 12518–12529. DOI: 10.1109/ACCESS.2018.2803788
-
Bernardini A., Mangiatordi F., Pallotti E., Capodiferro L. Drone detection by acoustic signature identification // Electron Imaging. 2017. Vol. 10, pp. 60–64. DOI: 10.2352/ISSN.2470-1173.2017.10.IMAWM-168
-
Melnyk R., Schrage D., Volovoi V., Jimenez H. Sense and avoid requirements for unmanned aircraft systems using a target level of safety approach // Risk Analysis. 2014. Vol. 34. No. 10, pp. 1894–1906. DOI: 10.1111/risa.12200
-
Montanari L., Baldoni R., Morciano F., Rizzuto M., Matarese F. How to manage failures in air traffic control software systems // Advances in air navigation services. London: InTech, 2012, p. 18. DOI: 10.5772/48685
-
Netjasov F., Jani M. A review of research on risk and safety modelling in civil aviation // Journal of Air Transport Management. 2008. Vol. 14. No. 4, pp. 213–220. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2008.04.008
-
SESAR 2020, https://www.eurocontrol.int/sesar2020
-
Civil drones, https://www.easa.europa.eu/domains/civil-drones-rpas
-
Unmanned Aircraft System (UAS) Traffic Management (UTM) Project, https://utm.arc.nasa.gov/index.shtml
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |