Авиационная и ракетно-космическая техника
DOI: 10.34759/vst-2022-2-158-165
Авторы
*, **Высшая школа экономики, ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, Россия
*e-mail: amaron@hse.ru
**e-mail: mmaron@hse.ru
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что уменьшение времени поиска и устранения дефектов пассажирских воздушных судов гражданской авиации позволяет существенно уменьшить задержки вылета и связанные с этим потери авиакомпаний. Как показывает статистика, потери растут экспоненциально с увеличением времени, затрачиваемого на ручной поиск и устранение дефекта, являющегося причиной неисправности, зафиксированной бортовыми системами контроля. Цель статьи заключается в том, чтобы предложить практически реализуемый метод построения оптимальных алгоритмов поиска и устранения дефектов с учётом экспоненциальной зависимости потерь от времени поиска и устранения дефекта. Оптимальным считается алгоритм, при котором средние потери, вызываемые задержкой рейса, минимальны. В статье впервые предложен метод построения искомых алгоритмов, основанный на принципе оптимальности Беллмана. Ранее такой подход применялся только при линейной зависимости потерь от времени поиска дефектов. Материалы статьи представляют практическую ценность для руководителей и сотрудников служб эксплуатации пассажирских воздушных судов гражданской авиации.
Ключевые слова:
пассажирские воздушные суда гражданской авиации, алгоритмы поиска и устранения дефектов, динамическое программированиеБиблиографический список
- Соловьёв Ю.А. Анализ непроизводительных потерь при техническом обслуживании и ремонте воздушных судов в авиакомпании «Аэрофлот» // Научный вестник МГТУ ГА. Серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов. 2005. № 85. С. 126-129.
- Макаровский И.М. Основы технической эксплуатации и диагностики авиационной техники: Учеб. пособие. — Самара: Самарcкий государственный аэрокосмический университет, 2004. С. 102-115.
- Немудрый К.В. Исследование проблемы дефицита региональных воздушных судов для гражданской авиации России // Вестник Московского авиационного института. Т. 20. № 2. С. 16-20.
- Knotts R. Civil Aircraft Maintenance and Support: Fault Diagnosis from a Business Perspective // Journal of Quality in Maintenance Engineering. 1999. Vol. 5. No. 4, pp. 335-347. DOI: 1108/13552519910298091
- Крылов А.А., Москаев В.А. Методика проведения рентгеноскопического контроля и анализа технического состояния элементов конструкции воздушного судна с сотовым заполнителем // Вестник Московского авиационного института. Т. 26. № 2. С. 139-146.
- Засухин А.С. Процедуры поиска и устранения неисправностей с использованием тренажеров «FAROS» технического обслуживания самолётов семейства Airbus // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 205(7). С. 95-99.
- Неретин Е.С. Программно-алгоритмическое обеспечение систем испытания бортовых электронных устройств // Вестник Московского авиационного института. Т. 18. № 3. С. 177-184.
- Дунаев М.П., Дунаев А.М. Классификация логических алгоритмов технической диагностики // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2014. № 2(19). C. 18-25.
- Chao C.S., Yang D.L., Liu A.C. An automated fault diagnosis system using hierarchical reasoning and alarm correlation // Journal of Network and Systems Management. 2001. Vol. 9. No. 2, pp. 183–202. DOI: 1023/A:1011315125608
- Zhang S., Song L., Zhang W., Hu Z., Yang Y. Optimal Sequential Diagnostic Strategy Generation Considering Test Placement Cost for Multimode Systems // Sensors. Vol. 15. No. 10, pp. 25592-25606. DOI: 10.3390/s151025592
- Пархоменко П.П., Согомонян Е.С. Основы технической диагностики (Оптимизация алгоритмов диагностирования, аппаратурные средства). — М.: Энергия, С. 84-104.
- Малышева Т.А. Организационно-методическое обеспечение системы поддержки принятия решений в области регулярности полётов воздушных судов гражданской авиации: Дисс. ... канд. техн. наук. — М.: МГТУ ГА, 2007. —
200 с. - Губернаторов К.Н., Киселев М.А., Морошкин Я.В., Чекин А.Ю. Исследование влияния надежности элементов на архитектуру функциональных систем самолета // Вестник Московского авиационного института. Т. 26. № 1. С. 41-50.
- Wei X., Yingqing G. Aircraft Engine Sensor Fault Diagnostics Based on Estimation of Engine’s Health Degradation // Chinese Journal of Aeronautics. 2009. Vol. 22. No. 1, pp. 18-21. DOI: 10.1016/S1000-9361(08)60064-3
- Engelhardt G., Macdonald D. Unification of the deterministic and statistical approaches for predicting localized corrosion damage, I. Theoretical foundation // Corrosion science. Vol. 46. No. 11, pp. 2755–2780. DOI: 10.1016/j.corsci.2004.03.014
- Максимов Н.А., Солодовникова Д.А., Шаронов А.В. Мобильная система фиксации и учета внешних повреждений воздушных судов при предполетном осмотре // Вестник Московского авиационного института. Т. 24. № 3. С. 43-50.
- Машошин О.Ф. Диагностика авиационной техники (информационные основы): Учеб. пособие. — М.: МГТУ ГА, 2007. — 141 с.
- Гриненко А.В., Нестеров В.В., Лабецкий В.Л. Автоматизированная обучающая система для дистанций сигнализации и связи // Автоматика, связь, информатика. 2001. № 11. C. 22–25.
- Марон А.И. Метод построения алгоритмов поиска неисправностей в системах железнодорожной автоматики // Надёжность. 2013. № 4. С. 110-113.
- Карибский В.В., Пархоменко П.П., Согомонян Е.С., Халчев В.Ф. Основы технической диагностики. Кн.1. Модели, объектов, методы и алгоритмы диагноза. — М.: Энергия, 1976. C. 90-127.
- Ефанов Д.В. Построение оптимальных алгоритмов поиска неисправностей в технических объектах: Учеб. пособие. — СПб.: ФГБОУ ВПО ПГУПС. 2014. — 49 с.
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2024 |