Особенности влияния формы входного устройства силовой установки летательного аппарата на интенсивность индуцируемых им вихрей

Авиационная и ракетно-космическая техника

2023. Т. 30. № 4. С. 27–33.

Авторы

Айсин А. К.*, Ачекин А. А., Прейс А. А.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия

*e-mail: aisin_alex@mail.ru

Аннотация

Приведен анализ результатов экспериментальных исследований влияния формы и высоты расположения входного устройства авиационного газотурбинного двигателя на интенсивность индуцируемых им вихрей.

Ключевые слова:

экспериментальные исследования интенсивности вихря, критерий интенсивности вихря, максимальная горизонтальная скорость пристенного течения, геометрическая форма воздухозаборника (входного устройства), высота расположения входного устройства, геометрический (энергетический) центр воздухозаборника, угол скоса входного сечения воздухозаборника, воздухозаборник истребителя

Библиографический список

  1. Анисимов К.С. Комбинированный алгоритм определения аэродинамических характеристик с целью оптимизации воздухозаборников дозвуковых летательных аппаратов интегральных компоновок: Дисс канд. техн. наук. – Жуковский: ЦАГИ, 2017. – 177 с.

  2. Colehour J., Farquhar B. Inlet vortex // Journal of Aircraft. 1971. No. 8(1), pp. 39-43.

  3. Нескоромный Е.В., Марков Д.С. Формирование приземного вихря на входе в авиационную силовую установку // Насосы. Турбины. Системы. 2018. № 4(29). С. 20–31.

  4. Леонтьев М.К., Берне А.Л. Обеспечение динамической прочности лопаток авиационных газотурбинных двигателей: принципы и практика // Вестник Московского авиационного института. 1998. Т. 5. № 2. C. 26–32.

  5. Колесинский Л.Д. Влияние внешних нестационарных тепловых возмущений на устойчивость авиационного двигателя // Ученые записки ЦАГИ. 2014. Т. XLV. № 3. С. 64–74.

  6. Пахомов С.В., Сафарбаков А.М., Айсин А.К. Установка для определения влияния ветровых условий и размещения средств технического обслуживания на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками летательного аппарата. Патент RU 2302620 C2. Бюл. № 19, 10.07.2007.

  7. Панов С.Ю., Ковалев А.В., Айсин А.К ., Ачекин А.А. Влияние расположения воздухозаборников летательных аппаратов на интенсивность вихреобразования // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 110–119.

  8. Айсин А.К. Влияние ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками ГТД // Вестник ИрГТУ. 2006. № 4(28). С. 90–91.

  9. Ачекин А.А. Влияние формы входного сечения воздухоза борников авиационных ГТД на интенсивность вихрео- бразования // Вестник ИрГТУ. 2006. № 4(28). С. 89–90.

  10. Комов А.А. Расчетные исследования влияния компоновки силовой установки на самолете на вихревое течение // Конструкция и системы управления ГТД: Сб. научно-методических материалов. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2001. С. 35–49.

  11. Айсин А.К., Рябов М.Р. Исследование влияния окон подпитки на интенсивность вихреобразования под воздухозаборником истребителя // Современное состояние и перспективы развития авиационных комплексов: Сб. статей VII Научно-практической конференции курсантов и слушателей «Молодежные чтения, посвященные памяти Ю.А. Гагарина» (13 мая 2020). ‒ Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2020. С. 189–194.

  12. Даниленко Н.В., Киренчев А.Г. Рабочий процесс вихреобразования сред Земли // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 3. С. 161–170.

  13. Даниленко Н.В., Киренчев А.Г. Вихреобразование стоковых течений // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 28–36.

  14. Кизим В.Я., Комов А.А. Методы экспериментального исследования вихревых течений между воздухозаборниками и поверхностью аэродрома на натурных самолетах // Проблема защиты ГТД от повреждений посторонними предметами: Сб. докладов Всесоюзной научно-технической конференции. – Жуковский: ЛИИ им. М.М. Громова, 1978. С. 32–33.

  15. Беседов Н.П. О подбрасывании предметов вихрем, образующимся под воздухозаборником // Ученые записки ЦАГИ. 1975. Т. 6. № 3. С. 99–104.

  16. Комов А.А. Расчетные исследования влияния компоновки силовой установки в составе воздушного судна на вихревое течение // Научный вестник МГТУ ГА. 2005. № 90. С. 123–128.

  17. Слободкина Ф.А., Малинин В.В. Исследование образования вихревых структур при запуске двигателя в условиях аэродрома // X Международный конгресс двигателестроителей (13–18 сентября 2005; пос. Рыбачье, Крым).

  18. Комов А.А. Теоретические основы и технические решения для защиты авиационных двигателей от попадания твердых посторонних предметов с поверхности аэродрома: Дисс канд. техн. наук. – М.: ГосНИИ ГА, 2005. – 400 с.

  19. Brix S., Neuwerth G., Jacob D. The inlet-vortex system of jet engines operating near ground // 18th Applied Aerodynamics Conference AIAA (14-17 August 2000; Denver, CO, USA). DOI:10.2514/6.2000-3998

  20. Motycka D., Walter W. An experimental investigation of Ground vortex formation during revers thrust operation // AIAA/SAE 11th Propalsion conference. 1975. AIAA Paper № 75/1322.

  21. MacManus D.G., Murthy J. A quantitative study of inlet ground vortices. – Cranfield University. 2007, рр. 1387-1400.

  22. Пахомов С.В., Сафарбаков A.M. Методы и средства защиты газотурбинных двигателей воздушных судов от попадания посторонних предметов. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. Ч. 2. С. 301–303.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 1994-2024